С мыслью о лете

С мыслью о лете

О том, на каком принципе работает холодильник, многие знают. В кондиционере — примерно то же. Газ-хладагент — как правило, фреон — при сжатии (компрессором) нагревается; потом частично охлаждается в радиаторе (который называется конденсатор). Затем, проходя через особый узел под названием терморегулирующий вентиль (ТРВ), газ разряжается и сильно остывает. Остается только направить холод куда надо. То есть в салон. Для этого фреон пропускают через еще один радиатор (испаритель), который обдувается вентилятором. После испарителя наступает круговорот: газ снова поступает в компрессор и т. д. 

Из фреонов используют R12 или (в моделях выпуска после 1994 г.) R134a. Учтите — они несовместимы (физические свойства разные), и поэтому их нельзя смешивать или менять более дорогой R134a на R12. И вообще, надо заправлять тот хладагент, на который рассчитана система.

Хотя кондиционер система герметичная, грязь в ней все же появляется — это продукты износа. Влага — само собой. Чтобы от обоих избавиться, предусмотрен ресивер-осушитель. Расположен он на выходном трубопроводе конденсатора.

Приятно, что уход за кондиционером несложен. Во-первых надо почаще смывать струей воды грязь и соль с трубок, конденсатора и промывать пространство между конденсатором и радиатором. «Во-вторых» наступает зимой: за полгода масло в кондиционере потихоньку стекает вниз, и при включении кондиционера весной от недостатка смазки может заклинить компрессор. Так что надо хотя бы раз в месяц загонять машину в теплое (не ниже +5) помещение, дать ей согреться и запустить кондиционер на несколько минут — разогнать застоявшееся масло.

К сожалению, у фреона очень высокая проникающая способность, поэтому он легко просачивается сквозь шланги и резиновые уплотнения. Стало быть, его надо периодически дозаправлять (примерно раз в год). На некоторых кондиционерах есть специальное смотровое окошко, расположенное на ресивере-осушителе или на трубках, которые к нему подходят. И можно на глазок оценить количество фреона (см. рис.).

Заправлять кондиционер лучше на специализированных сервисах, иначе велик риск нарваться на газ другой марки или просто некачественный. И грязи в систему попадет меньше...

Ясно дело, что все на свете ломается. Кондиционеры — тоже, и почаще холодильников. Виноваты грязь, соль и вода городских улиц. В первую очередь страдают конденсатор и трубки: хоть и алюминиевые, но ржавеют за милую душу. Прохудится такая трубка, и фреон — фырь! — улетает разрушать озоновый слой. А ведь дешевыми трубки не назовешь, конденсатор — тем более (200–500$). Что уж говорить об озоновом слое! Трубки же имеет смысл варить, причем исключительно специальной аргонно-дуговой сваркой — добро пожаловать в кондиционерный сервис.

Порой ломается компрессор: летит подшипник шкива, ведь он вращается всегда, пока работает двигатель, даже если кондиционер выключен. Запросто может потечь сальник. А если система не промыта после ремонта, то компрессор легко клинит. Впрочем, перед этим частенько засоряется ТРВ и ресивер-осушитель, и кондиционер перестает давать холод или просто не включается. Если такая беда приключилась — скорей бегите чиниться. Скорость здесь прямо пропорциональна тратам.

Чудит и электрика: в основном ржавеют контакты, приходится за ними следить.

У разных моделей есть свои характерные болячки. Например, у Audi 100 (кузов С-4 или 45) конденсатор начинает ржаветь по бокам, где к нему прижимается стальной каркас, а напорная трубка — в двух местах под пластиковой оплеткой. А на Audi А4, А6 расположенный за конденсатором напорный шланг не закреплен и поэтому перетирается. Выходят из строя шланги под правой передней фарой; фитинги, соединяющие компрессор со шлангами, «прикипают».

На баварских BMW Е-32, Е-34, Е-36, Е-38 и Е-46 конденсатор гниет в нижних углах, где трубки проходят через стальной каркас. Нередко сгорает резистор включения первой скорости дополнительного вентилятора.

У Daewoo Nexia конденсатор, как правило, ржавеет под нижним болтом крепления вентилятора.

На Mercedes (W201, —124, —126, —140) частенько ломается датчик включения вентилятора. На W202, —210 конденсатор гниет за вентиляторами, ржавеет его нижняя трубка. Кроме того, на W-202 нередко трескается смотровой глазок на ресивере-осушителе. В моделях W-124, —201 корпус датчика высокого давления пропускает фреон. А вот на G-Klasse конденсатор корродирует по бокам, где его касаются пластинки усилителей.

Mitsubishi Pajero тоже не без греха: ржавеет (под хомутом) напорная трубка между конденсатором и ресивером-осушителем. Порой барахлит задний кондиционер.

В «Опелях» моделей Vektra А, Calibra, Astra компрессор пропускает фреон. На «Вектрах» вообще компрессоры неудачные — часто клинят, а еще перетираются незакрепленные трубки (советуем проложить чем-нибудь вроде мягкой резины). На «Омеге» как правило перегнивает напорная трубка, расположенная под блоком АБС, на левом лонжероне.

На VW Passat В4 и В5 конденсатор начинает гнить в правом нижнем углу, под стальным усилителем. На модели Sharan напорные трубки, как правило, корродируют под прижимной площадкой. У Golf ржавеет напорная трубка ресивера-осушителя.

Да, проблем с «кондишином» хватает. Однако, вы когда-нибудь пересаживались в летний городской зной с раскаленной «девятки» на иномарку с этим благом? Ощущали разницу?

Редакция благодарит за помощь в подготовке материала специалистов фирмы «Топ-мастер»

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии