Музей сокровищ

Музей сокровищ

...Увидев дорожный указатель «Motor museum», я, как человек сильно неравнодушный к автомобилям, немедленно отправилась посмотреть. Вход бесплатный. Приободренная таким началом, я достала фотокамеру и углубилась в экспонаты. И, увлеченная, не заметила, как рядом оказался сотрудник музея. Я встрепенулась, закрыла камеру и сразу сообщила — мол, журналист, автогазета и все такое. Явно польщенный англичанин сразу повел меня в другой зал, обещая показать что-то совсем невероятное. Оказалось, этот зал закрывался через несколько минут, и мой неожиданный гид хотел, чтобы я не опоздала увидеть этот уникум. Это оказался Thrust 2 — авто с реактивным двигателем, построенным Ричардом Нобелем. Скорость 633,468 мили в час! Что безумный Thrust и доказал на соляном озере в пустыне Невады в США, в соревнованиях 1983 года.

Зашторив чудо Нобеля, гид повел к другому «сокровищу» — самому старому автомобилю музея, который до сих пор в рабочем состоянии. Построенный в 1897 году фирмой Даймлер и, по мнению специалистов, бесценный, автомобиль до сих пор проходит ежегодный техосмотр с соблюдением всех формальностей (на это англичане мастаки) и имеет полное право появляться в транспортном потоке на британских дорогах. «Как, полагаете, заводился этот автомобиль?» — улыбнулся гид. Я изобразила кручение ручки. Тот довольно кивнул, открыл капот и показал, что вначале с помощью ручного насоса создавалось давление, затем спичками зажигался фитиль, а уж потом ручкой заводился мотор. Двигатель приводит в движение деревянные колеса с помощью большой цепи. Шины — сплошные резиновые. Тормозные колодки прижимаются к наружной стороне шин... Мда, он говорит — в современном транспортном потоке?.. Гид тут же рассказал давний случай, описанный «Ковентри Герольд» в 1897 году. Некого Мак Роби Туррела привлекли к суду за: первое — непослушание полицейскому сигналу остановиться, второе — вождение автомобиля на ужасной скорости. Полицейский и четверо свидетелей дали показания против подсудимого, утверждая, что аварии удалось избежать просто чудом и что автомобиль мчался через город со скоростью аж 30 миль в час. Но защита утверждала, что полицейский неправ — обычная, мол, поездка. Дело было прекращено только когда свидетель принес в суд уведомление: оказывается, мистер Мак Роби Туррел был только пассажиром этой машины, а не водителем...

Следующий зал как раз представляет возможный исход подобного инцидента: столкновение гужевой повозки с автомобилем. Англичанин, проходя мимо, похлопал чучело лошади по морде и предложил мне присесть прямо посреди пассажиров авто и сфотографироваться. А примечателен этот Standard (разумеется, произведенный в Ковентри) 1907 года тем, что был найден в австралийском болоте, возвращен в Англию и реставрирован.

А еще мне разрешили посидеть в «Даймлере» самого Георга Пятого. Это Double Six — лимузин, построенный по специальному королевскому заказу в 1935 году. В Ковентри, само собой. В коллекции есть и Daimler State Laundaulett Георга Шестого 1947 года постройки, Lanchester в 18 лошадиных сил и Armstrong Siddeleys, передние сиденья которого были сделаны с учетом фигуры монарха. Одна из последних королевских машин в коллекции музея — Austin Mini Metro 1980 года, принадлежавшая Принцессе Диане.

Вторую проверку на сообразительность мне устроили в зале, посвященном золотому веку английского велосипеда, спросив, как забирались велосипедисты на Penny Farthings (все знают по старым дагерротипам этот потрясающий агрегат с огромным передним колесом и маленьким задним). Не справилась. Оказалось, на раме сзади есть подножки, по которым нужно было взобраться — но! — предварительно хорошенько разогнав велосипед.

Понятно, что велосипедный бум в Англии зародился именно в Ковентри. А началось с того, что в ноябре 1868 года Роули Б. Тёрнер убедил компанию по производству швейных машин выпускать велосипеды: он привез им сию чудовину из Парижа и продавать тоже намеревался во Франции... Компания согласилась, и «Ковентри швейные машины и К» превратилась в «Ковентри Machinists и К».

...Около мотоколлекции я тоже задержалась, потому что оторваться от образцов Rudge, Triumf, Singer, Riley и Humber, стоявших у истоков производства мотоциклов в Ковентри, без посторонней помощи невозможно.

В следующем зале — автобусы и грузовые автомобили специального назначения. Вот пожарные, много лет проработавшие на службе города и заводов, которые формировали свои собственные пожарные бригады. Специальная экспозиция — миниатюрные коллекционные двойники тех же Ford, Austin, Jaguar, Rover и других, собранных Тибором Рейчем. Начиная с 60-х годов этот страстный коллекционер собрал около 30000 моделей.

Печально, но мировая слава и богатство города Ковентри определили его судьбу во время Второй мировой войны. Немецкое командование стремилось сравнять его с землей — во всяком случае, 50 тысяч зданий были разбомблены в пыль. Мой гид с таким чувством рассказывал о подробностях войны, показывал на старых фото, как Ковентри выглядел до войны и как после... знаете, так рассказывают только о семейных, личных горестях. Слава Богу, последние кадры этого «семейного альбома» радостны и полны жизни.

Под конец мне торжественно объявили, что музейная коллекция признана одной из лучших в мире и самой большой в общественной собственности. Первый экспонат музей получил от Bartleet Collection в 1937 году, а первый автомобиль появился в 1952. С тех пор коллекция настолько разрослась, что в нынешнем году музей будет справлять новоселье в шикарном современном помещении. Меня приглашали!

Да, очень бы хотелось, но... В общем, если кто поедет в Британию — не поленитесь, съездите в Ковентри. Того стоит.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Читать комментарии

Самые новые