Дакар-2009: Настоящий марафон

«Вот только теперь начался настоящий «Дакар» - эту мысль в той или иной форме высказали все пилоты, добравшиеся до третьего этапа. К слову, из тех, кто финишировал вечером, не все смогли продолжить гонку утром. Зачет Car на старте не досчитался десяти экипажей, ночью принявших решение сложить оружие. И еще десяток не пришел на финиш в Якобаччи – из-за различных поломок, либо наглухо застряли в песке и канавах. 551 км по плохим дорогам и бездорожью – не шутки, да еще дождь местами прошел.
Леонид Новицкий выпал из числа лидеров, но не утратил шансов на хороший результат.

Через эту напасть – откапывание лопатой и/или вытягивание тросом машины, севшей на брюхо, прошла добрая половина пелотона, некоторые экипажи по два-три раза за этап, и потери у них впечатляющие. Целая череда двухчасовых штрафов за опоздание на пункты контроля времени. Не миновали неприятности и россиян. Досадно, но самый быстрый из наших, Леонид Новицкий, тоже потерял четыре часа и откатился из группы лидеров в середину турнирной таблицы. Хотя, с учетом масштабов гонки, у него еще есть шанс вернуться в первую десятку. Поскольку время теряют даже топ-пилоты, претендующие на победу. Люк Альфан, в частности, где-то «наездил» лишние полчаса.

На трассе вновь было очень пыльно, но были и откровенно мокрые места...

Плотность результатов в группе лидеров поражает. Разрывы между экипажами по сумме трех этапов просто ничтожные – картина больше напоминает классическое ралли, нежели марафонский ралли-рейд. С тем отличием, что дистанция классического ралли (уровня чемпионата мира) в три раза короче! Нассер аль Аттиях, выигравший первый этап, отличился и на третьем, на полминуты опередив Карлоса Сайнса. Уместно вспомнить, что пилот из Катара, так же как и испанец, начинал гоночную карьеру в классическом ралли. Он был чемпионом мира в зачете «Продакшн-кар», многократным чемпионом Ближнего Востока, а потом перешел в ралли-рейды, и в 2008-м выиграл оба официальных турнира – Кубок мира по ралли-рейдам и Кубок FIA по бахам.

Лидер гонки Карлос Сайнс обсуждает с руководством команды итоги дня.

В целом анализировать результаты группы лидеров в зачете Car и выявлять лучшую команду и машину сейчас, пожалуй, бессмысленно. Отставание Стефана Петеранселя от Карлоса Сайнса в пять с половиной минут ровным счетом ничего не значит: в условиях «Дакара» можно в любой день и проиграть час, и выиграть столько же. И подобные приключения наверняка еще впереди. Добавим, что ни один российский экипаж не сошел с дистанции – все добрались до финиша, хотя некоторые с многочасовыми задержками.

Фирдаус Кабиров идет на втором месте в зачете грузовиков.

Грузовикам аргентинские ямы и кочки менее страшны. Большие колеса, внушительный дорожный просвет – как следствие, тяжелые машины почти не усаживаются намертво. На третьем этапе, также как и на втором, зафиксирован лишь один сход - экипажа, не претендующего на высокие места. Правда, и группа лидеров тоже слегка поредела: стартовавший третьим Марсель ван Влит (GINAF) финишировал последним с отставанием свыше пяти часов. «Дакар» для него, возможно, не закончен, но с надеждой на победу голландцу придется расстаться.

Свой день рождения Владимир Чагин отметил достаточно традиционно – победой на этапе. Камазовская дружина быстра, феноменально стабильна и мало-помалу вытеснила с первых четырех позиций всех, кроме Жерарда де Роя. Очевидно, что именно он в этом году главный соперник россиян. Ханс Стейси (победитель «Дакара-2007») наконец показал приличный результат на этапе и впервые поднялся в лучшую десятку. Но полтора часа отставания – это многовато при таком ходе гонки, когда на 500 км соперники отыгрывают считанные минуты. Впрочем, «Дакар» еще не добрался до самых сложных мест – пустынь и горных этапов (несколько участков забираются на высоту 2000 м). Но и «разминка» уже закончилась, расклад сил ясен, дальше пойдет настоящая борьба.

Борис Букатов провел этап удачно и поднялся на 22-е место.

Борис Букатов: «Сегодня начали забираться в горы, поэтому скорость немного упала. Но максимальная все равно высока – больше 150 км/ч. Были жесткие обгоны, во время одного мы пробили два колеса и потеряли десять минут на замене. Но, в общем, день прошел без особых происшествий. Старались очень корректно пропускать быстрые КамАЗы. Сегодня все для нас сложилось хорошо».

Там, где не нужно обгонять, экипаж Чагина объективно самый быстрый.

Владимир Чагин: «Напряженный день. Практически везде можно идти на максимальной скорости. Она для грузовиков ограничена 150 км/ч, за превышение сразу штрафуют. Поэтому ехали от 140 до 149 км/ч. Боролись с де Роем – он сильный пилот, да и машина его хороша. Правда, он долго не давал себя обогнать, и хотя мы явно накатывали – приходилось сидеть в пыли. Ну что же, это спорт. Я доволен тем, как все складывается, доволен машиной и работой экипажа. Наш штурман Сергей Савостин показал себя сегодня с самой лучшей стороны: участок был похож на трассы классического ралли, много людей по краю дороги, и одна ошибка могла дорого стоить. Но мы не ошибались».

Результаты третьего этапа:

Зачет Car (стартовало 136 экипажей, финишировало 126)

1. Нассер аль Аттиях (Катар, BMW X3) – 4:29.27

2. Карлос Сайнс (Испания, Volkswagen Touareg) – 0.35

3. Дитер Деппинг (Германия, Volkswagen Touareg) – 1.40

4. Жинель де Вильерс (ЮАР, Volkswagen Touareg) – 4.01

5. Стефан Петерансель (Франция, Mitsubishi Racing Lancer) – 5.31

6. Марк Миллер (США, Volkswagen Touareg) – 8.01

Зачет Truck (стартовало 62 экипажа, финишировало 61)

1. Владимир Чагин (Россия, КамАЗ 4326) – 5:15.59

2. Жерард де Рой (Голландия, GINAF X2223) – 3.24

3. Фирдаус Кабиров (Россия, КамАЗ 4326) – 7.12

4. Вульферт ван Гинкель (Голландия, GINAF X2222) – 16.01

5. Ханс Стейси (Голландия, MAN TSG 18.480) – 18.05

6. Мартин ван дер Бринк (Голландия, GINAF X2222) – 20.54

Положение после трех этапов:

Зачет Car

1. Карлос Сайнс (Испания, Volkswagen Touareg) – 9:04.48

2. Нассер аль Аттиях (Катар, BMW X3) – 3.40

3. Жинель де Вильерс (ЮАР, Volkswagen Touareg) – 5.45

4. Стефан Петерансель (Франция, Mitsubishi Racing Lancer) – 8.47

5. Хуан Рома (Испания, Mitsubishi Racing Lancer) – 14.22

6. Марк Миллер (США, Volkswagen Touareg) – 15.45

7. Орландо Терранова (Аргентина, BMW X3) – 17.41

8. Кшиштоф Холовчик (Польша, Nissan Navara) – 34.25

9. Робби Гордон (США, Hummer H3) – 34.32

10. Люк Альфан (Франция, Mitsubishi Racing Lancer) – 38.47…

22. Борис Букатов (Россия, Mitsubishi Pajero) – 1:59.26…

30. Александр Мироненко (Россия, Mitsubishi Pajero) – 4:06.55…

35. Илья Кузнецов (Россия, Mitsubishi L200) – 4:46.39…

40. Леонид Новицкий (Россия, BMW X3) – 5:00.07…

61. Александр Бараненко (Россия, Toyota Land Cruiser Prado) – 5:59.24…

63. Ярослав Соловьев (Россия, Buggy SMG V8) – 6:04.11…

75. Алексей Беркут (Россия, Mitsubishi Pajero Evo) – 6:36.03…

97. Виктор Воликов (Россия, Toyota Land Cruiser 120) – 8:03.19

Зачет Truck

1. Жерард де Рой (Голландия, GINAF X2223) – 10:54.14

2. Фирдаус Кабиров (Россия, КамАЗ 4326) – 7.46

3. Владимир Чагин (Россия, КамАЗ 4326) – 9.28

4. Ильгизар Мардеев (Россия, КамАЗ 4326) – 38.06

5. Андре де Азеведо (Бразилия, Tatra 815) – 55.32

6. Мартин ван дер Бринк (Голландия, GINAF X2222) – 1:08.55

7. Марек Спасил (Чехия, LIAZ) – 1:09.25

8. Франц Эктер (Германия, MAN TSG 18.480) – 1:10.37

9. Хуго Дьюстерс (Бельгия, GINAF X2223) – 1:20.01

10. Ханс Стейси (Голландия, MAN TSG 18.480) – 1:27.21

Дакар глазами Кузьмича

Специально для ЗР о гонке рассказывает ее участник Алексей Кузьмич - штурман экипажа №474.

Алексей Кузьмич - штурман экипажа №474.

Кузьмич Алексей, мастер спорта международного класса, неоднократный призер этапов Чемпионата и Кубка России, Кубка Мира по ралли и ралли-рейдам. Обладатель Кубка России по ралли-рейдам 2006 года. Финишировал в ралли-рейде «Дакар 2007».

В марафоне «Дакар 2009» - штурман экипажа №474. Пилот Виктор Воликов, автомобиль Toyota Land Cruiser KDJ 120, класс Production (T2), команда Toyota Competition Russia.

Результат после третьего этапа – 97 место в зачете автомобилей.

5 января

Третий этап марафона с его жесткой программой и скоростным участком более 500 км дался нам очень не просто. Глубокие и ступенчатые колеи, зона видимости, ограниченная размерами капота "железного коня", красивейшие прямики по 20 км, а еще и дождь - это все минувший день.

Начался он с форс-мажора. На 70 км трассы пробили колесо. Благодаря опыту и слаженной работе экипажа его замена заняла считанные минуты. А дальше с нами сыграли злую шутку страшные ямы, о которых писал ранее. Прыжок из очередной песчаной ямы и неудачное приземление на 188 км скоростного участка лишили нас поворотного кулака. Он не выдержал нагрузок и сломался. Съехали с трассы и ждали техничку с болью в сердце, наблюдая, как едут те, кого с таким трудом обогнали вчера. В результате потеряли полтора часа -

именно столько потребовалась механикам, чтобы до нас добраться. Но вынужденную стоянку провели с пользой: осмотрелись, отдохнули, сделали интересные фото.

С распростертыми объятиями встретили механиков, которым потребовалось всего 15 минут на замену кулака в сборе, и снова вернулись на трассу. Уже на 250 км начались действительно скоростные отрезки, а острые камни и рыхлый песок остались позади. Мы с удовольствием «зажигали» на довольно длинных прямиках, успевая обменяться не только впечатлениями о красивейших пейзажах, но и подбадривая друг друга интересными историями и анекдотами. Финиш СУ 3 и итоговое время 9 часов 20минут и 27 секунд. Место на этапе – 123, соответственно, результат после трех дней гонки – 97 в зачете автомобилей.

Иногда трасса была настолько узкой, что невозможно выбраться из колеи.

Второй этап: Жара, пыль и первые потери Первый этап без потерь Пресс-конференция команды «КАМАЗ-мастер» 3 января

Подпишитесь на «За рулем» в