Тест GPS-навигаторов: Чем откупорить пробку?

Тест GPS-навигаторов: Чем откупорить пробку?

[caption id="attachment_" align="aligncenter" width="150" caption=""] [/caption]В февральском номере журнала между собой спорили семь GPS- навигаторов. Это далеко не полный набор того, что предлагает сегодняшний рынок. Выбор приборов с навигацией, учитывающей городское движение, куда скромнее. Впрочем, главное – не количество коробочек с экранами, а реальные отличия в их программном обеспечении, источниках получения информации о пробках, методах расчета оптимального пути и интерфейсах. Чтобы разобраться, насколько удачные маршруты смогут прокладывать такие навигаторы через столичные пробки, пришлось посвятить несколько дней самому противному компоненту автомобильного движения.

POCKET NAVIGATOR PN-7020

[caption id="attachment_" align="aligncenter" width="150" caption=""] [/caption]Прибор с 7-дюймовым экраном по определению не может быть компактным и легким. Несмотря на название, его не унесешь в кармане. Более того, не каждый автомобиль достаточно просторен, чтобы принять это устройство без ущерба для обзорности. Мощный кронштейн выглядит солидно и оснащен недетского размера присоской, но даже он слаб для почти полукилограммового навигатора. Лучше, если кронштейн будет только удерживать прибор, а нижней частью обопрется о торпедо. Еще надо не забыть воткнуть в нужный разъем AV-In 2 приемник информации о пробках. Черная коробочка, болтающаяся на проводе, не украсит интерьер машины, но на основе принимаемых ею сигналов о дорожном движении и будет строиться маршрут. Еще в комплект входят замшевый чехол для переноски, кардридер, компакт-диск с программами и документацией и даже пульт дистанционного управления!

Экран с диагональю 18 см по сегодняшним ожиданиям должен предлагать разрешение чуть ли не на уровне телевидения высокой четкости, но здесь всего лишь 480х234 пикселов (в ближайшее время ожидается PN-7050 с экраном разрешением 800х480 пикселов). В просторном корпусе нашлось место стереодинамикам, но не аккумулятору – Pocket Navigator PN-7020 работает только от бортовой сети автомобиля. Блока питания для включения в розетку в комплекте нет, а жаль: устройство явно «заточено» под воспроизведение видеосигнала, а откидные ножки позволяют удобно расположить его на столе. Откидная антенна GPS-приемника внушала надежду на превосходство над встроенными антеннами конкурентов, но на деле она с трудом ловила сигнал в плотной застройке. В тех местах, где компактные конкуренты демонстрировали прием 12–14 спутников, «гигант» видел лишь шесть-семь. Может быть, приемник столь же архаичен?

Встречают по одежке, провожают по уму, не так ли? Пускай изображение на экране PN-7020 не блещет насыщенной графикой или изысканным дизайном интерфейса, к собственно работе навигатора претензий практически нет. Информационное обеспечение Com On делает свое дело, пробки на карте появляются сразу после включения соответствующей настройки. Период их обновления можно регулировать, так же как и чувствительность прокладки маршрута к дорожным затруднениям – от полного игнорирования предупреждений до легкой паники перед страхом застрять. Com On основывается на информации сервиса «Яндекс-Пробки», которая, кстати, актуальна не только для москвичей, но и для петербуржцев, а также жителей Екатеринбурга, Краснодара, Казани, Нижнего Новгорода, Новосибирска, Орла, Ростова-на-Дону, Рязани, Самары, Тулы, Уфы и Челябинска. Услуги Com On платные: абонемент стоит 350 рублей в месяц или 15 рублей в день. Можно подключать и другие типы навигаторов, с программой «Автоспутник», но совместимость лучше уточнить у специалистов. Для работы необходима специальная SIM-карта, которая выдается при подписке на услугу (карты операторов мобильной связи не годятся).

[caption id="attachment_" align="aligncenter" width="150" caption=""] [/caption]Маленькие и скользкие мобильные приборы часто роняют, на пользу им это не идет. Корпус TN-600 на ощупь, как резиновый, и совсем не скользкий. Конечно, аппарат не такой тонкий и изящный, каким мог бы быть, но зато дисплей у него утопленный, то есть относительно защищенный от появления царапин. Дизайн незамысловатый, но аккуратный; рука оценивает корпус как достаточно прочный, но тяжелый. Крепление к ветровому стеклу заслуживает оценки «хорошо», не «отлично»: жесткость достаточна для массы навигатора, но на холостом ходу он все же слегка вибрирует; разъем питания с левой стороны, провод может мешать водителю. На корпусе есть кнопка перезагрузки, все настройки будут восстановлены по умолчанию.

Интерфейс программы CitiGuide 3.0 выглядит вполне современно, но требует привыкания – запомнить содержимое «глубоких» меню с первого раза не получится. Может, стоило немного пожертвовать красивой картинкой и увеличить число кнопок? Несмотря на то что сама программа весьма шустрая, загрузка длится очень долго – 44 секунды. Спутники, необходимые для навигации, прибор находит гораздо быстрее. Длительная загрузка не только неудобна, но и провоцирует водителя на введение адреса уже после начала движения, что явно не прибавит безопасности. Возможно, это вызвано индексированием большого объема картографической информации. Карт действительно много: 200 населенных пунктов России, из них более сотни – с адресным поиском. Несомненно, навигатор порадует питерцев, особенно тех, кто любит ездить в отпуск в соседнюю Финляндию – в комплекте есть карты этой страны. Карты столицы достаточно свежие по схемам движения, но расположение домов явно устарело: целые районы новостроек «застроены» пятиэтажками, снесенными лет пять назад.

[caption id="attachment_" align="aligncenter" width="150" caption=""] [/caption]Для информации о дорожном движении навигатор teXet TN-600 пользуется сервисом www.probki.net. Он использует не только традиционные бесплатные источники информации о пробках, но и сведения от более чем 3000 корреспондентов, точнее, их навигаторов, передающих в центр информацию о скорости движения по улицам. Так что оперативные данные о дорожной обстановке поставляют сами пользователи системы, и чем больше их наберется, тем точнее будет картина. Сам сервис бесплатный, платить придется только за GPRS-трафик (примерно 100 Кбайт/ч), но в зависимости от числа подключений (некоторые операторы берут деньги и за соединение) реальная стоимость часа может быть от 1 до 10 рублей. Чтобы максимально сократить расходы на связь, рекомендуем выбрать закладку «удерживать соединение».

Для отображения пробок предлагается два типа индикации: скорость потока или цветные линии. Индикацию можно полностью отключить и использовать прибор в режиме обычного GPS- навигатора. Пожалуй, наибольшие претензии к навигации программы CitiGuide 3.0 вызывает своеобразное масштабирование карты. Несмотря на все настройки, сделать так, чтобы на экране масштаб изменялся по мере приближения к цели, не получилось. Можно выбрать лишь один масштаб и его зависимость от скорости – чем медленнее едешь, тем подробнее карта.

Среди дополнительных «бонусов» – интернет-браузер, возможность просмотра фото- и видеоматериалов, записанных на micro SD. Разумеется, можно слушать музыку (размер гнезда для подключения наушников стандартный, 3,5-миллиметровый). Телефонная часть здесь неполная: teXet TN-600 может отправить и принять SМS, но не обеспечит голосовую связь – у него нет микрофона.

[caption id="attachment_" align="aligncenter" width="150" caption=""] [/caption]Дизайн превыше всего – тонкая и блестящая черная коробочка с экраном выглядит безукоризненно! Кронштейн для крепления к стеклу очень прост, но надежен. Особенно радует наличие дополнительного разъема в держателе – провод не мешает водителю и при неаккуратном обращении не повредит прибор, который получает питание через подставку. Тонкий корпус означает, что аккумулятор небольшой: в режиме навигации и обновления информации о пробках каждые 5 минут Mio Moov 380 не протянет без подзарядки и пару часов. Зато в настройках можно выбрать цветовую гамму интерфейса в соответствии со своим вкусом – от теплой оранжевой до холодной синей. И, конечно, строгий монохромный вариант. Кстати, в отличие от собратьев по модельному ряду Mio Moov 380 использует не MioMap, а Be On Road 2.6 – совсем иную программу. Разобраться в ней нетрудно – меню глубиной не больше двух уровней.

Настроить оповещение о пробках несложно, но потребуется SIM-карта. От нее, а точнее, от оператора, зависит стабильность работы системы. В нашем случае «МегаФон» обеспечивал уверенное обновление информации о пробках, а «Билайн» регулярно отсоединялся. У первого мегабайт стоит 7 рублей, у второго – 4 рубля 95 копеек. По цене и качество? Базовые настройки GPRS (пакетная передача данных, не путать с GPS!) уже в памяти, так что особых знаний не потребуется, надо лишь выбрать своего оператора. Лезть в сложные настройки, не будучи уверенным в своих действиях, не надо: функция «восстановить по умолчанию» не предусмотрена. Качество приема GPS-сигнала хорошее, даже в самых тесных и узких переулках он не теряется (но teXet определялся заметно быстрее!).

[caption id="attachment_" align="aligncenter" width="150" caption=""] [/caption]Настроек чувствительности к пробкам не предусмотрено, нужно просто запросить быстрейший маршрут – и навигатор сам нарисует вам траекторию. Если она не нравится, можно поехать, как привычнее, маршрут перестроится автоматически, но не взыщите, если попадете в пробку. Под запрещающие знаки Mio Moov 380 не подводил, адреса находил уверенно. Порадовал поиск по сложным номерам домов, учитывающий дробные номера, корпуса и строения. Знает навигатор и дворовые проезды, но срезать через квартал не предлагает. Хотите рискнуть – попробуйте сами. Если двор не тупиковый, навигатор быстро сообразит, как проехать его насквозь и попасть на маршрут. Если тупиковый – предложит развернуться. Пожалуй, это правильно: объезжать пробки по дворам нехорошо. Если уж улица «не едет», а свернуть некуда, лучше подождать. Для определения пробок Mio Moov 380 использует процессинговый центр «Пробковорот» (www.77.ru). Данные туда поступают из множества источников, но подробно компания их не заявляет. Качество антипробочного оповещения среднее. Голосовые подсказки читает симпатичная блондинка Лена или волевой брюнет Антон – на выбор. Регулируется не только громкость, но и зависимость от скорости.

[caption id="attachment_" align="aligncenter" width="150" caption=""] [/caption]В дополнение к «пробочному» сервису навигатор предлагает погодный – никогда не помешает узнать, будет ли к вечеру снегопад или гололед. Но самое главное –

Mio Moov 380 может быть полноценным телефоном. Пусть не самым удобным, но позволяющим запросто позвонить в режиме громкой связи. Возле уха аппарат выглядит более чем странно. Можно подключить беспроводную гарнитуру или проводные наушники, но только с нестандартным 2,5-миллиметровым штекером. А вот полазить по Интернету этот навигатор не поможет – нет соответствующей программы. Зато можно что-нибудь перевести с английского с помощью встроенного словаря, почитать электронные книги и узнать время в любой точке мира.

Разумеется, он годится и для просмотра цифровых фото, и для воспроизведения видео- и аудиозаписей, сделанных на карте micro SD.

Навигатор «с пробками» – вполне работоспособная вещь. Всегда приятно вовремя узнать, где возникли дорожные затруднения. Вот только как получить достоверные сведения? Каждый из трех приборов использует свой канал информации о пробках; на взгляд автора, Com On наиболее близок к реальности. Впрочем, ту же информацию можно получить, используя онлайн-сервис «Яндекс. Пробки» с помощью мобильного телефона или послушав приемник – «Авторадио» и СИТИ-FM передают сводку пробок каждые 15 минут! Так что для короткой поездки навигатор «с пробками» не нужен.

Иное дело, когда приходится колесить по городу целый день. Дорожная обстановка меняется быстро, и магистраль, вполне проезжая полчаса назад, может неожиданно «порадовать» крепким затором. В этом случае без навигатора, обновляющего сведения раз в 3–5 минут, не обойдешься. Ошибки? Конечно, случаются, но в целом вероятность правильного определения загруженности дороги – более 50%, для МКАД – 90%. Информация о пробках, безусловно, поможет опытному водителю проложить маршрут в объезд. Альтернатива – довериться навигатору… Но помните: в случае вашего опоздания никакой ответственности его разработчики не несут. Выезжайте заранее – пробки, знаете ли…

Подпишитесь на «За рулем» в