Нам к возне не привыкать

НАМ К ВОЗНЕ НЕ ПРИВЫКАТЬ

фото автора

Прогуливаясь год назад с 12-летней дщерью Анастасией, в одном из московских мотосалонов набрел на китайский аппаратец FYM 125EY-6. Он обратил на себя внимание в ряду внедорожных мини-кроссачей (их называют «пит-байками») петушиным боевым видом и непомерно широкими шинами от детского ATV. Типичный 4-тактный клон «хондовской» модели Super Сub «раздут» до 124 кубов, а чтобы мотор не перегрелся от наращенных до 8,5 л.с. (при 8500 об/мин), в нем, я заметил, организовано воздушно-масляное охлаждение с радиатором над передним крылом.

Интерес к аппаратам такого рода был вовсе не академический — поклонником мотовездеходов на сверхшироких шинах я стал после успешных экспедиций на вершины Эльбруса в 2003 году и Говерлы в 2005-м (к ним был причастен) на подобного рода самодельном аппарате, построенным журналом «Мото». В тот редакционный аппарат («Баксан-80») вставить бы такой мотор — и на Эверест можно замахнуться. Но цена одного только полного тюнингового кита от Polini, Kitaco или Takegawa на «кубовский» клон тянет под $2500!.. А тут весь аппарат стоит вдвое меньше. Как было не соблазниться на покупку, тем более что юная гонщица тоже имела на него виды. Но спешить не стал — надо же все обсмотреть...

Пристрастное исследование объекта показало вот что. Мотоцикл оборудован «нормальным» (не автоматическим) сцеплением, передачи включаются «по-нашему», то есть первая — вниз, остальные три — вверх. Значит, менять привычки и путаться не придется — у большинства «китайцев» с подобными моторами все передачи при разгоне включаются «в одну сторону». Электростартера нет, оба тормоза — барабанные. Мелочевка тоже ничего: лапка рычага переключения передач складывается, подножки — зубастые, облегченные. Концы тросиков на руле закрыты резиновыми пыльниками. Крепеж на траверсах вилки — с потайными головками. С «подбрюшья» мотор защищен поддоном. Дорожный просвет весьма внушительный — аж 270 мм!

Продавцы салона, разгадав наш интерес, бросились его разогревать: с блеском в глазах рассказывали о своем опыте езды, приобретенном на коллективных загородных пирушках. Предупредили, что при неделикатном обращении с ручкой газа аппарат переворачивается на первых двух передачах. Ладно, проверим. Ну и купили...

Умудренный опытом (чаще всего приходится-таки устранять «косяки» предпродажной подготовки), перетянул крепеж и заменил масло. С маслом, может, и погорячился: оно было чистое, приятное на запах (бывалые поймут, о чем это я), в нужном количестве, без опилок и стружек. А вот с крепежом не прогадал: наши собратья по недостроенному коммунизму перестарались — захромировали все болты прямо поверх резьбы и тем самым сделали их фактически одноразовыми. Что ж, плашку в руки — и впередѕ Через полчаса все привел в норму. На этом этапе ознакомления с техникой ничего криминального не нашел — можно было применить мотоцикл по прямому назначению.

Морковкина к тому времени уже приобрела какой-то мотоциклетный опыт и знала, что кик дергать бесполезно, если не откроешь бензокран. И вот тут ее подстерегало разочарование — девичьи пальчики не в силах были повернуть словно зафиксированный рычажок крана. Да и на редкость неудобно он расположен — за воздушным фильтром. Чего уж — помог грубой мужской силой. И нажимать на кик девчушке было в удовольствие — это вам не «Иж-Планета Спорт»! (Забегая вперед скажу, что за год общения с FYM'ом не возникло оснований предъявлять претензии к мотору.) С нешуточной компрессией в «осьмушечном» цилиндре она справилась, все 33 кг девичьего веса использовала в максимальном динамическом режиме, то есть в прыжке.

Для ребенка 12–15 лет этот мотоциклик по размерам — в самый раз, но подвески рассчитаны на взрослого: передняя срабатывала только после взлета и приземления с ударом колесом о грунт, а задняя вовсе в любой ситуации стояла колом! Думал, отрегулирую — ведь на моноамортизаторе регулировочные гайки и длинная резьбовая часть на корпусе. Не тут-то было: и гайки, и резьба оказались бутафорией, а амортизатор — неразборным и нерегулируемым. «Пятая точка» — ценная часть человеческого организма, особенно детского. Так что заменил амортизатор — установил работающий отечественный Plaza. Он газонаполненный, с пружиной переменного шага и широким диапазоном регулировок. Таким образом, «зад» привел в норму. А вот с неработающей вилкой до поры пришлось смириться. Так же, как и с не в меру «ленивым» передним барабанным тормозом. Благо, работал задний, да и мотор помогал немалым тормозным моментом при сброшенном газе.

Пришлось заниматься и обеспечением грязезащиты. Впрочем, этот, условно говоря, узел — слабое место не только FYM'а. У всех пит-байков, даже у модели-родоначальнице класса — Honda XR50 и современном CRF50 переднее крыло очень куцее, и грязь из-под колеса летит прямиком на мотор. Да и задний «лопушок» способен защитить спину в лучшем случае от десятой части грязевого потока. Гонщикам хорошо — у них портативная мойка входит в перечень возимого оборудования. У нас мойки не было и не будетѕ Понимаю, что поступил «по-колхозному» — навесил брызговики и нарастил переднее крыло. Зато теперь всегда и сами чистые, и мотор не перегревается под слоем грязевой «шубы»... А еще я нарастил площадь «пятачка» на оконечности бокового упора — чтобы он не зарывался в землю под весом стоящего мотоцикла.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Читать комментарии

Самые новые