"бензопилы" на ледовом треке

«БЕНЗОПИЛЫ» НА ЛЕДОВОМ ТРЕКЕ

Соревнования обычно проходят на тех же треках, что и летний — гаревый спидвей, правила схожи. По четыре гонщика стартуют с одной линии, дистанция — четыре круга. За победу в заезде начисляются 3 очка, за второе место — 2, за третье — 1, финишировавший последним зачетных очков не получает.

А вот мотоциклы для ice speedway уникальны: они адаптированы только к гонкам по льду. Узкое седло, для правой ноги упор (подножка), рычаг переключения скоростей справа (рядом с подножкой), левая нога гонщика остается в подвешенном состоянии — подножки для нее нет. Мотоцикл «обут» в резину с металлическими шипами (длина шипа не более 28 мм). Из-за этих шипов сами спортсмены порой называют соревнования гонками на бензопилах (в этой шутке большая часть правды: мотоцикл способен резать все, что попадет под шипы заднего колеса не хуже пилы).

Техника прохождения поворотов особенная. Металлические шипы на покрышках позволяют на высокой скорости «завалить» мотоцикл и пройти поворот «с коленочкой».

Чтобы увеличить контактное пятно и повысить устойчивость машины, впереди устанавливают 23-дюймовое колесо, заднее 21-дюймовое (размеры покрышек — 3,00х23 и 3,50х21). Соответственно и количество шипов: на переднем их порядка 120–150 штук, на заднем — 170–200. Ход передней вилки — 100–150 мм, задней подвески — 60–100 мм. Минимальный вес мотоцикла, определенный FIM, — 110 килограммов без учета ГСМ. Как и в классическом спидвее, на ледовой машине нет тормозов. На руле установлена предохранительная чека с петлей из шнура, которую спортсмен на время заезда надевает на кисть, и в случае падения происходит аварийное размыкание цепи зажигания.

Разумеется, на таком мотоцикле нельзя ездить по улицам города, на кроссовой трассе или «кольце». На нем либо едешь по прямой, либо можешь поворачивать влево. Даже более-менее крутые правые повороты исключены. Это из-за того, что баллоны шипуются «однобоко» (по центральной дорожке шины расположен «стартовый» ряд шипов, «виражный» — по левой стороне, по правой такого ряда нет). Да и упор для правой ноги гонщика расположен низко, и он «не пустит» в наклон на правую сторону.

Такая техника не продается в мотосалонах, как другие байки. Мотоциклы для зимнего спидвея выпускают в небольших количествах в чешском городе Дивишов на заводе Jawa. На этих машинах выступали и продолжают выступать гонщики всех стран. Однако каждый подгоняет мотоцикл «под себя». Так было всегда.

В свое время многократный чемпион мира Габдрахман Кадыров сказал: «Нет двух одинаковых мотоциклов — у каждого свой характер, который раскрывается в езде». У ледовиков есть специфическое выражение: мотоцикл «не стоит». Это значит, что машина либо на прямой плохо слушается руля, либо уходит из-под контроля в повороте. Степень устойчивости зависит от многих причин, скажем, насколько рама соответствует весу, росту, а также стилю езды гонщика, как именно зашипованы колеса... За время своего существования чешское предприятие выпустило немало модификаций мотоциклов, и вместе с тем, на стандартном заводском мотоцикле практически никто не выступает. В последнее время редкий гонщик использует на своем «снаряде» штатную раму, колеса каждый шипует по-своему, а как именно — держит в тайне.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии