Самый утилитарный спорт

САМЫЙ УТИЛИТАРНЫЙ СПОРТ

фото из архива редакции

КАНОНЫ КЛАССА

Большие ATV, с моторами рабочим объемом более 500 смз, без преувеличения можно назвать самой современной категорией мототехники. Магический барьер «пол-литра» первой перешагнула Yamaha Grizzly, и произошло это событие не так уж давно — в сезоне 1998 года. Еще пара-тройка лет ушла на то, чтобы раскачались конкуренты. Так что считайте класс «за 500» порождением XXI века.

Но уже успели сложиться каноны класса. Впервые для ATV конструкторы спроектировали 2-цилиндровые двигатели. Хотя некоторые компании привержены 1-цилиндровым, отдавая должное их тяговым качествам. Все моторы — 4-тактные, жидкостного охлаждения. Большое распространение получил впрыск топлива; среди прочих его преимуществ такой немаловажный показатель для мотовездехода, который эксплуатируется круглый год, как уверенный запуск при низкой температуре. С двигателем сблокирован клиноременный вариатор с функцией торможения при сбросе газа. Привод — карданными валами на все колеса, с промежуточными самоблокирующимися дифференциалами. Передняя подвеска — независимая, на поперечных А-образных рычагах или на стойках Мак-Ферсон, явно обозначился переход на «независимость» и в конструкции задней подвески. Это — портрет «среднего» представителя больших ATV, а в частностях возможны варианты.

Подавляющее большинство машин этого класса обладают чертами утилитарных вездеходов: большие багажники, лебедкиѕ Но запас мощности для «утилита» явно избыточен, так что скорее надо говорить о спортивно-утилитарных ATV. Отдельную группу составляют лишенные грузовой обвески спортивные машины; впрочем, о них опять-таки следует говорить как о «спортивно-развлекательных» аппаратах — для гонок они слишком тяжелы.

РАБОТЯГИ ИЛИ ЖУИРЫ?

Инженеры американской компании Arctic Cat сделали свой выбор схемы двигателя совершенно осознанно: когда корпорация целиком зависела от поставок моторов «со стороны», то в дело шли и 1-цилиндровые Suzuki, и 2-цилиндровые Kawasaki. Но когда фирма решила строить собственный завод по производству двигателей, выбор пал на 1-цилиндровые. Таким силовым агрегатом оснащен и Arctic Cat 650H1 4x4 SE (405 000 руб.)*, полноприводный спортивно-утилитарный мотовездеход с независимой подвеской всех колес. Лишь чуть дешевле модель 650V2 4x4 (400 000 руб.) с такой же практически ходовой частью, но 2-цилиндровым двигателем Kawasaki. В сезоне 2007 года на рынок выходит модель 700 4x4 EFI SE (395 000 руб.) с новым 1-цилиндровым двигателем собственного производства, оснащенным не карбюратором, как 650Н1, а впрыском топлива. Мотовездеходы канадской компании Bombardier Recreanational Product (BRP) с этого года несут марку Can-Am. Всего год назад отделение концерна — австрийская фирма Rotax — начало производство 2-цилиндрового V-образного 800-кубового двигателя. Этот самый мощный силовой агрегат для ATV (62 л.с.) оснащен 4-клапанными головками цилиндров, впрыском топлива. Он установлен в шасси спортивно-утилитарного мотовездехода Outlander 800 (400 000 руб.): независимая подвеска всех колес, размещенные у дифференциалов дисковые тормоза, рама системы SST, защищающая все агрегаты от ударов снизу. Модификация Outlander XT800 (430 000 руб.) дополнительно оснащена лебедкой, шинами с увеличенными грунтозацепами, защитой для рук на руле и бамперами спереди и сзади. Машина выпускается и в двухместной версии Outlander Max 800 (430 000 руб. за базовый вариант и 460 000 руб. за исполнение ХТ).

Мотовездеход Honda TRX 680FA (390 000 руб.) — аппарат уникальный, прежде всего из-за своей трансмиссии. На нем применена передача автомобильного типа, с гидротрансформатором и 3-ступенчатой автоматической коробкой передач с электронным управлением. Водитель имеет также возможность произвольного выбора передачи с помощью кнопок на руле. Привод передних колес также подключается с помощью электропривода, он оснащен дифференциалом повышенного трения. Силовой агрегат — 1-цилиндровый двигатель мощностью 35 л.с., оснащенный впрыском топлива. Подвески всех колес независимые, а дисковые тормоза оснащены патентованной системой очистки от грязи. Спортивно-утилитарные мотовездеходы Kawasaki продаются у нас под названием Prairie. Они оборудованы однотипными 2-цилиндровыми V-образными двигателями, с жидкостным охлаждением и карбюраторами. Версия KVF750 стоит около 405 000 руб., KVF650 — 355 000 руб. Уникальная особенность этих машин — работающий в закрытой масляной ванне многодисковый задний тормоз, который не боится воды и грязи. Американский концерн Polaris в этой категории представляет семейство Sportsman. У машин независимые подвески всех колес (передние — на стойках Мак-Ферсон), привод на все колеса с передним дифференциалом повышенного трения. Силовой агрегат — рядный 2-цилиндровый двигатель, в трех вариантах рабочего объема. Базовая версия Sportsman 600 (350 000 руб.) оснащена карбюраторным мотором мощностью 42 л.с. 54-сильная версия Sportsman 700 стоит 370 000 руб., а оснащенный двигателем с впрыском топлива вариант Sportsman 700 EFI — 390 000 руб. Только впрыск топлива применяется на 800-кубовом варианте мощностью 61 л.с.; мотовездеход Sportsman 800 EFI с таким мотором стоит 425 000 руб. 700-кубовая и 800-кубовая модификации выпускаются также в исполнении Mossy Oak с камуфляжной раскраской, оно примерно на 8000 руб. дороже. Уникальный вариант — Polaris Sportsman 700 MV (515 000 руб.), это подготовленная по армейским требованиям машина с усиленными подвесками и багажниками, двумя лебедками и не боящимися проколов шинами.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии