SuperSTARое авто

SuperSTARое авто

Из дневника коллекционера: «Покупка должна нравиться. Еще лучше в нее влюбиться: ну и что, что ржавая и покореженая! Главное - правильно оценить свои силы и довести машину до ума».

Мышонок

FIAT-500А 1936-го года выпуска (в Италии за маневренность и малые габариты его прозвали «тополино» - мышонок) к Валентину попал 18 лет назад. Несмотря на то, что тогда «мышонок» был моложе, выглядел он как больной на смертном одре: мотор коптил, кузов пестрел оспинами от грунтовок и красок в несколько слоев… Перечислить все недостающие детали было невозможно. Но лепные формы, присущие довоенным «европейцам», затмили все недостатки.

Из дневника коллекционера: «Брат продает свой Fiat, говорит, вырос из него. А я думаю, он до него не дорос: на машину больно смотреть».

Вопреки расхожему мнению, коллекционеры в основном народ небогатый. Их сокровища для непосвященных просто металлолом, с которым собиратели не могут расстаться. Между тем страсть подталкивает к новым покупкам, на которые нет денег. И чтобы приобрести «мышонка», Валентину пришлось продать два раритетных мотоцикла.

В начале 80-х над невзрачным, коптящим «мышонком» потешался весь двор. Сейчас у Валентина есть все детали конструктора под названием FIAT-500А. Начался процесс сборки, на который уйдет год или два. Теперь это уже предмет не насмешек, а зависти. И некоторых соседей так и тянет поцарапать аппетитный красный бок. Но коллекционера на финишной прямой такие мелочи уже не остановят. Он забудет их, как и большую часть своих бесконечных разъездов по стране за бензонасосами, тормозными колодками и еще Бог весть чем. От того времени осталось ощущение вечного поиска.

Из дневника коллекционера: «На «мышонке» сломан редуктор заднего моста. Придется ехать в Мытищи к одному коллекционеру. У него три таких FIAT: он мне редуктор, а я ему – 2 колесных диска. Только бы «Ява» выдержала дорогу».

Начинающему коллекционеру очень важно наладить связи с коллегами по марке. Они - основной источник знаний и запчастей. Товарно-денежных отношений в этой среде не существует, только обмен, иногда неравноценный. Но Валентин ни о чем не жалеет, потому что встречали его всегда как родного. Чтобы признали своим, достаточно было показать фотографию машины. То ли в СССР люди были добрее, то ли в молодости больше везло? Но, как любили выражаться политики в годы застоя, на современном этапе тоже наметились позитивные тенденции. Короче, финиш замаячил на горизонте. И гордость распирает оттого, что не напрасно пожертвовал в жизни многим, трудностей не испугался, с дистанции не сошел. Совсем скоро осуществится заветная мечта - прокатиться на машине за город! И в том, что у прохожих и водителей дух захватит, можно не сомневаться.

FIAT-500 А при кажущейся «игрушечности» выжимает на родном двигателе 85 км/ч. Он у «мышонка» четырехцилиндровый - в 30-е годы такие ставили только на большие машины. Но конструктор Данте Джакоза отказался от одно- и двухцилиндровых двигателей: плохую уравновешенность не искупали простота, небольшие габариты и дешевизна. Джакоза выбрал нелегкий путь: предельно уменьшил размеры двигателя, оставив при этом его «взрослую» суть. «Отпали» промежуточные опоры коленчатого вала. Пришлось отказаться и от водяных протоков между цилиндрами: их стенки срослись. Заданный рабочий объем (570 куб. см) получили за счет увеличения хода поршня. В итоге размеры двигателя (чугунный блок, алюминиевая головка) от шкива для привода вентилятора до заднего торца маховика составили всего 380 мм. Чтобы не занимать места в носовой части машины, радиатор поставили позади двигателя над поперечной рессорой. Бензобак занял место под капотом, аккурат над коленями водителя и пассажира. Поклажа в багажник загружалась изнутри кузова. Стекла в машине не подъемные, а раздвижные: нет стеклоподъемников и внутренних панелей дверей.

Из дневника коллекционера: «Конечно, каждый считает, что его автомобиль самый замечательный. Но «мышонок» просто уникален. А иначе стали бы его снимать в «Римских каникулах»? Несмотря на внешнюю простоту, в нем было воплощено много передовых идей».

Большая часть старинных авто на Кубань попала во время войны. Одни сгнили на свалках, более везучие послужили людям, и уж совсем редкие экземпляры дожили до наших дней. А точнее - их реанимировали любители ретро-автомобилей. Долго и скрупулезно коллекционеры работают над своими четырехколесными друзьями: этот процесс – смысл их жизни. Сейчас даже крупные города не могут позволить себе содержать автомузей. А это самая большая мечта краснодарских любителей автостарины, которые за праздничным столом обязательно произносят тост: «За успех нашего безнадежного дела».

Подпишитесь на «За рулем» в