Верхом на бензопиле

ВЕРХОМ НА БЕНЗОПИЛЕ

фото

Георгия СПИРИДОНОВА и фирм-производителей

МИНИ-СКУТЕРЫ

Самые маленькие, простые и дешевые оснащены 2-тактными двигателями отѕ бензопил. Почему именно от пил — других что ли нет? Но почему бы и нет? «Пильные» движки очень легкие и вживляются в ходовую часть мотика практически без переделок (моторчики — со штатным центробежным сцеплением и звездочкой цепного привода). Компактны также ручной стартер и вентилятор охлаждения. Кстати, эта гениальная идея — «ездить на бензопиле» не нова, она приходила в голову и была воплощена нашими самодельщиками еще в 80-х. Китайцы пошли дальше — установили электростартер. Поскольку в генераторе бензопилы не предусмотрены «световые» обмотки (ночью лес, как правило, не валят), то аккумулятор для фары и стартера подзаряжают от сети.

На нашем рынке продается множество однотипных миников с «пильными» движками — самокаты, покет-байки, мотики в стиле эндуро или чоппера. Но не стоит обольщаться: надежность и долговечность, а уж тем более комфорт — не про них. Вместе с тем, они прекрасный тренажер для обучения ребенка езде «верхом» или же воскресных покатушек на небольшой площадке.

У складного мини-скутера Falcon (цена — 13 700 руб.) 43-кубовый моторчик развивает 1,9 л.с. при 6500 об/мин. Руль и седло регулируются по высоте, рулевая труба отделяется. Фара, задний фонарь, «мигалки» и звуковой сигнал подразумевают, что это не только «площадная» игрушка. При собственной массе 28 кг мини-скутер (грузоподъемность 110 кг) повезет взрослого человека со скоростью до 30 км/ч. Бака емкостью 1 л хватит на 50–70 км пути. Кстати, на подобном аппаратце все прошлое лето наш знакомый почтальон объезжал свой участок.

Большое достоинство мини-скутера — он помещается в багажнике автомобиля — это его роднит с электросамокатом. Но Falcon выигрывает в том, что способен пробежать больше, чем электророллер на одной зарядке. Даже если кончится бензин, заправить его — минутное дело, тогда как зарядка аккумуляторов, даже самых совершенных, займет несколько часов. Но есть и недостаток: 2-тактный двигатель без системы раздельной смазки дымит, и здорово.

ГОУПЕДЫ

Заслуживают называться экзотическими прикольные «доски» на колесах. Дешевыми их не назовешь. Они пришли из Америки, где их называют гоупедами (GoPed). Гоупеды разделяют на экстремальные (или стоячие) и повышенной комфортности — с выдвижным седлом.

Внедорожный бензиновый гоупед Bigfoot появился еще в 1997 году. Это один из первых внедорожных бензосамокатов. Усиленная рама и 10-дюймовые ударополгощающие шины (подвесок колес у самоката нет), а также большой дорожный просвет и дисковый передний тормоз выделяют эту машинку из ряда себе подобных. Особенность гоупеда — запатентованная конструкция сцепления: она предотвращает откат назад при неработающем двигателе. Двухсекционный глушитель снижает шум выхлопа, миниатюрный двухтактный двигатель позволяет проехать на одном галлоне бензина (примерно 4,5 литра) 100 миль (ок. 160 км). Цена в США — $560.

Более крутой — «внедорожник» Trail Ripper 40. Этот удивительный моторизованный самокат весит всего 20 килограммов, он оборудован двухтактным двигателем рабочим объемом 41,5 смз и мощностью 4 л.с. При проектировании подвесок разработчики явно следовали правилу, незыблемому для внедорожных мотоциклов: ход их поршней должен равняться половине диаметра колеса. Так и здесь, при диаметре колес 11 дюймов ход подвесок составляет 6 дюймов (150 мм). Жесткость упругих элементов регулируется, что удобно ездокам разного веса и для того, чтобы подстроиться под особенности внедорожной трассы. Остается подождать, что какой-нибудь экстремал установит на него движок от «жесткого» эндуро.

Модель Trail Ripper 40, как и Bigfoot, оснащена «безоткатным» сцеплением. Диски колес отлиты из магниевого сплава, размерность шин — 4,0–11. При покупке можно выбрать передаточное отношение цепной трансмиссии. Цена в США — $1000.

ЧОППЕРЯТА

Если заокеанские гоупеды пока еще — экзотика, то чопперенок Reggy ZIP, выполненный в стиле законодателя чопперной моды Harley-Davidson, уже год как успешно продается в Москве. Его характерный V-твин — ни что иное, как пластмассовый муляж. На самом же деле мотоциклик приводится 43-кубовым 2-тактным мотором от бензопилы. Обилие хрома, электростартер, вынесенные вперед платформы для ног, высоко расположенный руль — все это придает юным водителям схожесть с настоящими американскими байкерами. Мини-байк рассчитан для езды по улицам и дорогам — в его оборудование входят указатели поворотов, звуковой и стоп-сигналы, двухрежимная фара. Двигатель мощностью 1,9 л.с. разгоняет аппарат до 35 км/ч. Оба 5-дюймовых колеса с пружинными подвесками. Тормоза: сзади — ленточный, спереди — дисковый с механическим приводом (тросом).

Весит чопперенок 43 килограмма, а увезти способен не только ребенка, но и подростка весом до 100 кг. Стоит немало — 19 500 рублей. За все, что смахивает на «американскую легенду», приходится платить втридорога.

ЭНДУРЯТА

Схожие характеристики и размеры у другого «китайца» — Flamin', выполненного в стиле эндуро. В подвесках использованы детали горных велосипедов, которые, с некоторой натяжкой, позволят чадам погонять "по пампасам". Эту машинку можно назвать первой ступенькой к более продвинутым аппаратам, которые на Западе называют "пит-байками".

ПИТ-БАЙКИ

Рост популярности этого класса мотоциклов за рубежом подобен снежной лавине. Пит-байковский бум докатился и до России: сегодня сразу несколько компаний представили такие аппараты, но это дешевые китайские модели — для начинающих.

Пит-байки — мини-мотоциклы для внедорожных гонок для детей и подростков. Революцию в мире внедорожных мини-мотоциклов совершил мотоциклик Honda XR50. Тинейджеры почитают его культовым, во многих странах популярность аппарата сравнима разве что с H.-D. у взрослых. Его четырехтактный 50-кубовый двигатель, разработанный еще для скутеретты Honda Super Cub в начале 60-х годов, прославился самым массовым тиражом в мире:

одних Cub'ов изготовлено более 50 миллионов! Двигатель оснащен автоматическим центробежным сцеплением и 3- или 4-ступенчатой КП. Популярность этих моторов стала расти с началом их производства по «хондовской» лицензии (и без оной) на заводах Китая, Индии, Южной Кореи и других стран. Невысокая заводская цена (пару сотен долларов) при вполне удовлетворительном качестве (которое признает даже «хондовский» «генералитет») — сильнейший аргумент в пользу мотора-долгожителя. В Америке более десятка компаний выпускает пит-байки, в Европе их не меньше.

Типичный пит-байк из Америки оснащен 107-кубовым 4-скоростным мотором, развивающим мощность около 8 л.с. при 8000 об/мин. Обязателен электростартер, ведь не каждому ребенку по силам запустить такой движок упругим киком. Оба колеса оборудованы гидравлическими дисковыми тормозами, шины — 2,75–12 спереди и 3,0–10 сзади. Подвески, естественно, гидравлические, нередко — с несколькими регулировками. Передняя вилка и маятник задней подвески — из алюминиевого сплава. Сухая масса — 55–65 кг, колесная база — менее метра.

Привлекательность аппаратов типа ХR50 еще и в том, что они открывают огромные возможности для тюнинга (начиная от замены отдельных деталей, заканчивая наращиванием кубатуры вплоть до 125 смз). Индустрия тюнинга для ХR50 и его азиатских клонов огромна, и она развивается одновременно с «раскручиванием» внедорожного мотоспорта.

Еще одну модель в том же стиле — Honda CRF50 (причем чисто японской сборки) можно купить примерно за 45–50 тысяч рублей.

Недавно дебютировала модель пит-байка Yamaha TTR50E. Внешностью и техническими характеристиками она почти неотличима от «хондовского» бестселлера.

Волна пит-байковской популярности захлестнула и Европу. Здесь продают и китайские изделия, комплектуют аппараты и компании европейские, в том числе такие известные, как Gas-Gas и Polini. Polini построила мотоцикл и собственной разработки — ХР4 (107 смз). Кроме того, выпустила новый кит цилиндро-поршневой группы для 4-тактных мини-кроссовых аппаратов Honda XR50, а также многочисленных миников с подобными моторами (мини-байков, мокиков, скутеретт).

Стоимость пит-байков сильно разнится, в зависимости от назначения (для обучения езде, для любителей или профи), степени «желтизны» агрегатов и глубины тюнинга — она колеблется в диапазоне от $900 до $2500. Цены в России — от 25 000 рублей, правда, это простые конструкции с самыми дешевыми узлами. Наша «первая ласточка» — BM PY90 (то бишь от Qingqi), который производит «Балтмоторс» (см. «Мото», № 10–2005) и Defiant Fargo («Мото», № 12–2005).

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии