Крылатая слава бескрылых

КРЫЛАТАЯ СЛАВА БЕСКРЫЛЫХ

фото

автора и Motociclismo d'Epoca

MV AGUSTA 600 — ПЕРВАЯ «ЧЕТВЕРКА»

Авантажен, лих и бесшабашен был старый граф Джованни Агуста. Один из первых европейских авиаторов, он уже в 1908 году поднялся в небо на построенном по собственному проекту самолете. И компания, которую и основал, создавала именно небесные механизмы. Их в ту пору у нас именовали красивым словом «аэропланы».

А вот старший сын, Доменико, совсем не походил на отца. Невысокий, немногословный, в черных очкахѕ Не граф, а клерк! К тому же отличался совсем не аристократическим прагматизмом. Видано ли дело: 1943 год, война в разгаре, а он пускается в размышления о том, что самолеты в мирные времена никому не будут нужны — надо выпускать дешевый «транспорт для масс». Так началось проектирование простенького мотоциклета — с 98-кубовым 2-тактным моторчиком и примитивным шасси.

После войны выяснилось, что не один граф Агуста-младший оказался столь прозорливым: мелких мотопроизводителей в Италии стало — что грибов после дождичка. Как выделиться? С давних времен есть первостатейное средство: спорт.

Первые гоночные мотоциклы MV Agusta мало отличались от серийных «чахоток»: примитивные шасси, легкие 2-тактные двигатели. Но Доменико Агуста впервые увидел, что есть мотогонки — и «подсел»! Какие «чахотки»? Какие «дворовые гонки»? Нет, только чемпионат мира — и сразу в «королевской» категории, в «пятисотках».

Нет опыта? Переманим лучшего знатока в этом деле — инженера Пьеро Ремора, создателя знаменитой Rondine-Gilera (см. «Мото», №2–2004). Уже к сезону 1950 года Ремор сотворил для графа вожделенную «пятисотку». Машина технически повторяла тот аппарат, который Пьеро годом ранее создал для Gilera: четыре цилиндра в ряд поперек мотоцикла, воздушное охлаждение, два верхних распредвала, дуплексная рама, передняя параллелограммная вилка. А вот в «филейной части» Ремор почудил, всласть удовлетворив свою страсть к экспериментам: привод на колесо — карданным валом, подвеска — на двойных параллельных рычагах (чтобы компенсировать реакции карданного привода), кроме 4-ступенчатой коробки передач — еще и дополнительная 2-ступенчатая, так что в сумме получилось восемь передач.

Заковыристая схема! Как изящно выражается один кастом-критик: «Слишком ты крут, чтобы стать победителем». Пришлось Ремору спешно переделывать машину: легкий привод цепью, простая маятниковая подвеска, 5-ступенчатая коробка передач «без закидонов». И лишь в 1956 году Джон Сертис добыл для Агусты вожделенную корону в «пятисотках» (а вот 125-кубовые «чахотки» стали чемпионами мира куда раньше — в 1952 году).

И с тех пор — поехали! Только однажды, в 1957 году, гонщики графа уступили победу в «королевском» классе, а потом — беспрецедентный триумф: первые места 17 сезонов подряд! До 1975 года MV Agusta возносила своих пилотов на высшую ступень пьедестала, и даже бешеный напор японцев (которые очень старались) долго не мог оборвать эту серию

Удивительная история! Но нам она сейчас интересна потому, что в один прекрасный день в компании триумфаторов возник соблазн превратить успешные гоночные снаряды в дорожные мотоциклы. И возник давно: уже в 1953 году Ремор построил прототип под индексом R19. Он очень походил на самую первую «пятисотку» MV Agusta, с хитроумной задней подвеской и карданной передачей, разве что место архаичного «параллелограмма» занял «телескоп». Разумеется, речь о серийном производстве столь сложного мотоцикла даже и не шла: вся прибыль компании MV Agusta (формально независимой от основного — авиационного производства) шла от изготовления дешевых легких мотоциклов и мотороллеров, которые шли нарасхват.

Но в середине 60-х взгляд на мотоцикл как на дешевое средство транспорта стал неактуален: жители даже не слишком богатой Италии предпочли автомобиль. А вот шикарный мощный мотоцикл — в самый раз! Забежав чуть вперед, отметим то, что подтверждает тенденцию: на Миланском мотосалоне 1965 года, на котором дебютировала 4-цилиндровая MV Agusta, перед публикой предстали и такие итальянские «супермотоциклы», как Moto Guzzi V7 и Italjet Grifon.

Создатели будущей сенсации (которых возглавлял инженер Марио Росси) получили от Доменико Агусты весьма своеобразные инструкции: будущий «супер» не должен составлять конкуренции машинам заводской команды. Не дай Бог, кто-то захочет переделать его в гоночный вариант и примется отнимать у графа золотые Кубки!.. Конструкторы избрали рабочий объем 600 смз (его слишком сложно трансформировать в «500»), вернулись к тяжелому карданному приводу, а все детали двигателя сделали нарочито массивными. В остальном же машина полностью повторяла гоночные прототипы: рядный 4-цилиндровый двигатель воздушного охлаждения, с двумя верхними распредвалами (привод набором шестерен по центру мотора), 5-ступенчатая коробка передач, дуплексная рама. Они применили даже такое новшество, как дисковые тормоза — задолго до Honda! Правда, механический привод оказался не столь эффективным, как использованный японцами гидравлический.

На выставке 1965 года в Милане новый мотоцикл, названный без затей MV Agusta 600, публику очаровал. Шутка ли, первый в мире серийный мотоцикл с поперечной «четверкой» (и вообще первая серийная «четверка» с тех пор, как англичане в 1958 году сняли с производства Ariel Square Four). И 52 л.с.! Заявленная максимальная скорость — 185 км/ч! (Японцы еще и не такие скорости заявляли для своих 500-кубовых машин, но, в отличие от них, MV Agusta, как показали позднейшие испытания, эту скорость честно «давала». Правда, для этого надо было пригнуться к рулю нызехонько-нызехонько.) А стиль?! Не всем он нравился, но уж равнодушным не оставил никого.

Возможно, появись MV Agusta в продаже весной-летом следующего года, ее судьба оказалась бы куда счастливее. Но итальянцы все тянули и тянулиѕ А тем временем подоспела Honda CB750, и «итальянка» сразу же показалась перезревшей матроной. Honda и мощнее (67 л.с.), и быстроходнее (200 км/ч), и не в пример надежнее. Внешность?

Поставьте их рядом друг с дружкой — и сразу же вопрос к итальянцам: «Вы всерьез рассчитываете продать этих уродцев?» Как же изменилась за какие-то три года мода в мотоциклетном дизайне! При всем при том «японка» была еще и в полтора раза дешевле

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии