Будете у нас на колыме...

БУДЕТЕ У НАС НА КОЛЫМЕ...

ЧУДЕСАТНЫЙ СТАРТ

Третья попытка добраться до «солнечного» Магадана на грани срыва: то нет денег, то не дают отпускѕ Но, наконец-то, все позади и назначен день выезда. И тут угнали мою «Иж-Планету-5-01» — готовый к путешествию, проверенный мотоцикл, с которым я «прошагала» уже 94 тысячи километров. Что это — судьба устроила мне очередную «проверку на вшивость»? Или знак STOP свыше?.. Уже почти отчаялась, но произошло первое чудо: Володя (Борода) из Вологды предложил свой мот. Просто так, с единственным условием — вернуться! Не волнуйся, дружище, «не пройдет и полгода, и я появлюсь...»

Но как добраться до аппарата?.. И тут второе чудо — Женя Захаров из Новосибирска, накатавшись по Европе, въехал в Россию через Выборг (а не Костомукшу, как планировал) и согласился подкинуть меня до Вологды «вторым номером» на своей Honda Africa Twinѕ Я начала верить в чудеса и сбычу мечт.

12 июня, Питер, Исаакиевская площадь, старт моего «трофи-рейда» на Колыму. Одиночный поход — поступок без права на ошибку: не будет вторых рук, которые в случае чего поддержат, плеча товарища, на которое можно бы опереться, без машины сопровождения, спасателей... Только я и мотоцикл.

Добрались до Вологды. Вот и он — «Иж-Планета-5» 2003-го года, зовут «Шельмой». На спидометре уже почти 25 тысяч. О качестве новых мотоциклов ничего говорить не буду — сами знаете. Мот не перебирали, не доделывали, а нам предстоит пройти еще 25 тысяч, из которых только половина по асфальту, дальше — глухая тайга, броды, перевалыѕ Пройдем? Подружимся?

Закручиваю последние гайки, завожу. «Шельма» послушно заводится, но на больших оборотах движок издает какой-то жуткий грохот — еще немного, и из глушителя полетят гайкиѕ Борода говорит, звук был «с рождения». Поршень болтается? Но с таким пробегом он уже разбился бы. Коленвал? Да нет, и этот в порядкеѕ Уговорила себя: просто где-то что-то резонирует, и ничего страшного не происходит.

Первые километры «Шельма» упрямилась и совсем не хотела ехать. Сильно грелась и совсем «не тянул» движок. Оказалось, в том, что «не тянет», виноват не мотор, а я: пыталась наладить тормоза, да перетянула. Ослабила — вроде поехали быстрее. Но загрохотала канонада из глушителя — надо регулировать зажиганиеѕ Да что ж ты, «Шельма», творишь! Ну, поехали! Ведь впереди ветер дорог, новые трассы, новые люди!.. Все только начинается!

КАЙФ ОБЛОМИЛСЯ

В Ярославле попала на слет местных байкеров «Медвежий угол». Оторвалась, как смогла, — ведь дальше такой развлекухи не предвидится. И взяла курс на восток, все еще в паре с «африководом» Женей — до Новосиба дорога одна. Но уж слишком разные «Иж» и Honda. «Шельма» еще брыкается, однако уже стала привыкать к моим рукам (или я — к ее колесам?).

На подъезде к Нижнему Новгороду грохот, извергаемый «Шельмой», уже пугал. Хотели остановиться, проверить цилиндр, поршень и кольца. Но хлынул дождь, и движок остался нетронутым. Утром, грохоча, поехали дальше. Целый день «с неба мразь, словно бог без штанов», зато «Шельма» с «водяным» охлаждением бежала замечательно...

У Казани по указателю на объездной — «Ижевск — прямо, Пермь — налево» — свернули. Дальше указателей на Пермь не виделиѕ Проезжали какие-то не указанные на карте мелкие поселки, все надписи на татарском языке. На заправке спросили дорогу, а товарищ по-русски не говорит. Вот тебе и центральная Россия!.. Заблудились. Снова дождь. Нашли какую-то автобусную остановку посреди глухой татарской деревушки — тут хоть не капает! На узкой лавке даже удалось заснуть. Проснулись в пять утра от холодаѕ Надо ехать. Останавливается таксист: «Вам в Пермь? Этой дорогой не проедете, там 40 км глины, и после дождя по ней только грузовики „Уралы“ и ходят». Ну, татары! Ну, завели!

По совету таксиста свернули в сторону. 40 км грунта, но хотя бы не глины. Через реку Вятка — на пароме. А на другой стороне дороги отсутствуют, как класс. Эх, зарекалась же сюда ездить, да «никогда не говори „никогда“. Хоть в том радость, что „Шельма“ послушна, отлично „держит“ мокрую грунтовку. А вот Женина „Африка“ на асфальтовой резине плавает.

В Удмуртии выбрались на твердое покрытие, и мы с «Шельмой» снова отстаем и обременяем тем самым спутника: у Жени заканчиваются транзитные документы на мотоцикл, и ему надо бы поторопиться. Так что в Ижевске разъехались, договорившись встретиться в Новосибирске.

Ближе к Перми только собралась устроиться на ночлег, как пришла SMSка: «Заглох». Снимаюсь, 30 км мчусь к нему. Стоит, разобрал полмотоциклаѕ Кайф тащить «Ижом» «Африку» обломился: «японка» завеласьѕ Снова простились...

«И ВОТ ОДНА...

...Уже друзья далеко, и трижды проклята моя дорога!" В песне так?

Пересекаю Урал. Сколько раз здесь бывала, а все, как впервые. Этим воздухом не надышаться... За Тюменью начинается «взлетная полоса»: дорога стрелой уходит за горизонт, «за бортом» однообразный пейзаж... Но скучать не пришлось — «умер» генератор. Все бы ничего, если б не вечером и не посреди болота с полчищами кровососов! Пока чинилась, совсем стемнело, а мазь от комаров по эффекту скорее «работала» как приманка для них, проклятых... Тем не менее, генератор заменила (такие вещи всегда беру с собой). С рассветом еду дальше. Остановил гаишник (они в глухомани тоже водятся) и объявил благодарность за привезенный из Питера дождь. Да забирайте — уже надоел!

Новосиб. Центр России. 4500 км за спиной (а кажется, выехала только вчера). Отдыхаю и «заряжаю» «Шельму» — скоро асфальт закончится. Нескончаемые дожди пугают: если там, впереди, небеса тоже прохудились, то сумеем ли пройти броды? Герметизирую электрику, делаю пробку для слива воды из кривошипной камеры (на случай, если все-таки «утонем»), запасаюсь «грязевой» шипованной резиной. И — «вдвоем по тропе, навстречу судьбе, не гадая, в ад или в рай...»

До Красноярска дорога отличная: то поля, то таежный кедровый лес. После Канска еле ползу по разбитой, мокрой грунтовке — и это федеральная трасса! Навстречу мотоцикл, так же ползет. Останавливаюсь. Ух ты, японцы: и мотоцикл, и пилот! Парень, мой ровесник, направляется в Португалию, оттуда — в Африку

Тулун. Развилка. Рискнуть и двинуть на БАМ* либо идти южной (федеральной) трассой? Все-таки сворачиваю, успокаивая себя: везде живут люди, и на их помощь можно рассчитыватьѕ Выглянуло солнце. Да не просто выглянуло — наступила жара. Что же, значит, пройдем! До Братска — довольно хорошая бетонка. Вокруг — вырубленный лес: до горизонта сплошь пенькиѕ На обочине перед Братском щит: «Жизнь хороша, торопись не спеша». А дальше 15 минут «Америки»: идеальный асфальт, четыре полосы, и все соблюдают ПДД! Но вскоре снова исконно нашенское, российское, так что переобула резину на шипованную, установила запасную звезду на 15 зубьев — больше дорог не предвидится.

Хватит ли сил? Выдержит ли «Шельма»? А если упадешь, чего-нибудь себе сломаешь или повредишь аппарат? Дождешься ли помощи? Но к черту сомнения — впереди первый СУ.

ПОЛОСА ПРЕПЯТСТВИЙ

Проезжаю какие-то заброшенные поселки. Когда-то здесь жили строители БАМа, лесозаготовители, связисты, а теперь остались только полусгнившие сараи да бараки с провалившимися крышами. Редкие жители своими рассказами напугали каким-то «жутким» перевалом перед Северобайкальском: «На мотоцикле-„одиночке“, может, и проедешь. Там два дня назад еще лежал снегѕ» И это в начале июля?! Впрочем, к словам местных надо относиться осторожно: одни уверяют, что дороги нет, другие говорят — «проедешь».

Перевал Дабан (высота около 1800 м) начинается вдруг: «вылетаю» (со скоростью 30 км/ч) из очередного поворота иѕ крутой подъем. Это не как обычно в горах — серпантин, тут — дорога вверх, дорога вниз. Стекающие потоки воды вымыли грунт, остались одни камни и две извивающиеся полуметровые промоины. Двигаюсь как в мототриале — с камня на камень, из колеи в колею. Вот только в триале никто на груженых «Ижах» не выступаетѕ Но вот я и на вершине. Даѕ «Внизу не встретишь десятой доли таких красот и чудес...»

Спуск с перевала гораздо лучше, чем подъем, — тут твердый грейдер. Стали появляться машины. Проезжаю горячий источник с целебной водой, горнолыжные базы, и вот с вершины очередной сопки открывается Байкал. Здравствуй, батюшка!

Огибаю Байкал и — дальше на Восток.

Вскоре дорога (в общепринятом понимании) заканчивается на многие километры. Максимальная скорость — 20 км/ч, но сидя ехать все равно невозможно: ямы, промоины, камниѕ Делать нечего — въезжаю на отсыпку (железнодорожную насыпь), благо проходит рядом. Тут хоть и ровнее и не так трясет, но ехать по крупной, рыхлой щебенке, приготовленной для укладки вторых путей, на «Иже» ужасно! Да еще железнодорожники (дабы народ не ездил по отсыпке) кидают поперек старые шпалы: надо быть все время начеку — нарвешься, мало не покажется. Машинисты пролетающих мимо поездов приветствуют долгими гудками...

Продвигаемся между горными хребтами, то поднимаясь на небольшие сопки, то спускаясь в низину. За брошенным поселком тоннельщиков — подъем на перевал. Железная дорога отходит в сторону и прячется под землю в Северомуйский тоннель*.

А мы с «Шельмой» забираемся все выше. Останавливаюсь на ночевку. На вершине перевала — изумительно красивое высокогорное озеро. Лучи волшебного заката скользят по глади воды. Величавые горы словно охраняют эту чуткую гармонию: они не простят хамства и надругательства.

НЕ БОИСЬ — ЖИВИ!

За Северомуйском, как мне и говорили, дороги нет, мостов тоже. Ради интереса считала пройденные броды: первый, второй, третийѕ На 34-м надоелоѕ Хотя брод — хорошо сказано. На самом деле это крутой спуск к воде по валунам размером с голову и такой же подъем. Не удержишь мотоцикл — кувырк набокѕ Да и переезжать горные бурные речки страшно: не сбило бы течением. Ни страховки, ни вторых рукѕ Но «хочешь жить — бояться не резон».

Река шириной метров 30, глубиной — по пояс. Дно — сплошные валуны (а как здесь проходят машины?). Решила не соваться в брод, а разведать железнодорожный мост: вымерила расстояние от рельса до края шпал — должно хватить. Прислушиваюсь, не идет ли поезд. Вроде нет — ну, с Богом. Осталась пара метров до съезда иѕ навстречу товарняк! Не-е, «бодаться» с ним не хочу — разные весовые категорииѕ Поезд еще далеко (пару раз успею съехать), а я испугалась — на самом съезде слишком сильно забрала вправо иѕ упала. Вот здорово! Колеса на шпалах, руль — где-то внизу. Поднять груженую «Шельму» не хватает сил, а поезд-то идет! С трудом удалось немного отодвинуть аппарат от рельс. Товарняк с грохотом пронесся над намиѕ Вот и думай, где лучше: по пояс в ледяной воде или по железке с поездами!

Снова река. Один берег — Бурятия, другой — Читинская область. Два моста: железнодорожный и авто, длиной метров по 500. Мосты — ничейная территория: обе области от них отказались. Местные аборигены то сжигают автомобильный мост (тогда все машины идут по железнодорожному, за что платят «оброк» путейцам), то строят его снова (как надоедает платить «дань»). Повезло — автомост стоит (еще или уже?) и представляет собой настил шириной метра два из никак не закрепленных, шатающихся шпал на 30-метровой высоте над бурлящим потоком. Ни перил, ни бортиков, на первой половине моста шпалы лежат достаточно плотно, на второй — сплошное решето... Ну как, «Шельма», прорвемся? Главное не разгоняться, не поскользнуться и не смотреть вниз... Никогда я еще не была так рада твердой поверхности под ногами и колесами, как после переезда через Витим!

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии