Гонка под знаком печали

ГОНКА ПОД ЗНАКОМ ПЕЧАЛИ

В 2004 году экс-чемпион мира по эндуро Давид Фретинье был один против всех — за рулем полноприводной Yamaha француз выглядел инородным телом в «дакаровском» мотокараване, в котором все лидеры управляли КТМ. На следующий год уже 23 мотогонщика стартовали на мотоциклах этой японской марки. И вот теперь 62 участника отдали предпочтение Yamaha. И снова в роли основного конкурента австрийской армады выступал Фретинье — на Yamaha WR450F 2-Track. С большой долей вероятности можно было ожидать, что гонку выиграет кто-то из пилотов на более мощных машинах команд австрийского завода — или КТМ Gauloises, или Repsol-Red Bull, или КТМ Factory. В этой компании собрались признанные специалисты дисциплины: прошлогодний победитель «Дакара» француз Сирил Депрэ, испанцы Марк Кома и Хуан Рома, итальянец Джованни Сала, чилиец Карло Де Говардо, австралиец Энди Калдекотт и другие асы, уже познавшие вкус побед...

Все началось в последний день 2005 года с этапа Лиссабон-Портиман. Погода стояла явно не новогодняя: +14°, прошли сильные дожди. Португальцы отнеслись к гонке с большим интересом: на старте собралось более 150 тысяч зрителей. Благословение президента республики Жорже Сампайо явно принесло удачу его соотечественникам: на финише первого же этапа в первой четверке приехали два португальских гонщика. Национальными героями стали пришедший вторым Рубен Фария (КТМ) и приехавший четвертым Элдер Родригес (Yamaha). Сирил Депрэ занял первое место, Марк Кома — третий.

Фария отличился и повторно — показал уже лучшее время на следующем этапе, обойдя испанца Исидра Эстева Пухоля (КТМ). Между тем Пухоль возглавил гонку в общем зачете. А что же фаворит прогнозов на чемпионство Депрэ? Опытный гонщик наверняка решил, что нет резона вырываться в лидеры здесь, еще в Европе, ведь, переехав в Африку, ему придется открывать трассу и «топтать тропу» соперникам на первом марокканском участке. И мудрый Депрэ занял тактически верное, как казалось, 11 место.

На финиш первого марокканского этапа первым пришел австралиец Энди Калдекотт (его включили в состав КТМ Repsol-Red Bull только перед самым стартом), но уже здесь Депрэ возглавил общий зачет. Но не демонстрировал особенной радости: — Постоянно отвлекает необходимость следить за скоростью, ограниченной с этого года до 160 км/ч. Это сбивает с ритма...

А затем пошли свойственные ландшафту Марокко каменистые спецучастки (СУ). Но основные сложности, к которым еще только предстояло привыкнуть, создавали гонщикам новшества в регламенте, прежде всего, в навигации: ведь функции GPS отныне сужены к определению курса, и единственным источником пилотажной информации стал роуд-бук. Сквозь дюны быстрее всех продрался Пухоль, а общий зачет в ралли-рейде возглавил Кома.

Знаменательное событие для россиян: по трассе шел участник на «Урале» с коляской — француз Жан-Клод Морсило. Точно так же он уже испытывал судьбу в 80-е годы, и вот теперь, двадцать лет спустя, предпринял новую попытку доехать до Дакара. Но путешествие на стареньком оппозите сорвалось уже вскоре: случился переворот через голову, оторвало прибор GPS, перемотчик роуд-бука, фару, задний фонарь. Но главное, в аварии погнулся руль и сломалось сцепление! Исправить поломки самостоятельно оказалось французу не по силам — он стартовал в одиночку, без автомобиля-технички.

В последний день пребывания каравана в Марокко на этапе протяженностью более 800 километров (из них 350 — СУ), изобиловавшем промоинами и камнями, победил Депрэ (он обошел Кома и Пухоля). Похоже, здесь определился триумвират потенциальных победителей гонки. Только стечение катастрофических обстоятельств могло бы изменить расклад сил. На следующем этапе Депрэ вновь показал лучшее время. Между тем Кома продолжал лидировать в общем зачете, остальные преследователи мало беспокоили лидера: Кальдекотт отстал, так как получил штраф, Фретинье сбавил темп из-за травмы колена (к тому же потенциал двигателя его 450-кубовой Yamaha хуже, чем у КТМ). Португальцы Фария и Родригес все еще оставались в первой десятке.

Вот кто удивлял, так это женщины! Эммануэль Жаном — единственная дама, выступающая на ATV, к полуночи добралась до Варзазата. Стартовав в шесть утра, она (в обычной жизни — сотрудница фирмы Christian Dior) провела весь день на трассе.

— Я получила истинное наслаждение в дюнах!.. Многие мотоциклисты застряли в них, но на квадре было просто замечательно! Пыталась помочь выбраться из песков одному из мотоциклистов, но у него оказалась сломана ключицаѕ — рассказывала мадам, рассчитывающая стать первой женщиной, которой удалось бы доехать до Дакара на ATV. Увы, но Эммануэль сошла уже на следующем этапе.

Караван въехал в Мавританию. Здесь самым быстрым на СУ был Карло Де Говардо. Депрэ не повезло — он упал, врачи обнаружили вывих плеча. Депрэ даже не допускал, что сойдет с дистанции, но сможет ли держать ритм и сохранить шансы на финишный подиум?.. На другой день Де Говардо повторил свой успех, а Депрэ все-таки сбавил темп.

На последнем перед днем отдыха восьмом этапе победил пилот КТМ Давид Кастё. Депрэ показал третий результат. Чего он ему стоил, можно понять из рассказа:

— Утром я чувствовал себя очень плохо и готов был все бросить. Выехал только потому, что на этом СУ я в последний раз выходил на старт вместе с Фабрицио Меони...

Многие гонщики в этот день получили одно- или двухчасовые штрафы за пропуск обязательных точек прохождения. Что не замедлило сказаться на расстановке мест. Скажем, Карло Де Говардо судьи прибавили час к его суммарному результату за превышение скорости, и тот опустился со второй на пятую позицию. Благодаря этим подвижкам Депрэ поднялся на вторую строку. Лидировал в гонке по-прежнему Кома.

Оставалось преодолеть последний этап по Мавритании с протяженными дюнными кордонами, все обещало красивый соревновательный спектакльѕ Но его затмила драма. Второй год подряд трагедия настигла караван «Дакара» по пути к Киффе. Погиб Энди Калдекотт, на том же участке, где год назад лишился жизни Фабрицио Меони. Это был третий «Дакар» 41-летнего австралийского мотогонщикаѕ Случилась и другая, меньшая неприятность: получившего в падении травму Исидра Эстева Пухоля вертолетом отправили в госпиталь — гонка для испанца закончиласьѕ Сирил Депрэ одержал здесь свою третью победу на этапах, но в силу печальных событий была она безрадостной.

Организаторы приняли решение исключить из программы ралли следующий этап — в знак траура по Энди Калдекотту. И это было по-человечески. Карло Де Говардо сказал:

— Профессиональному гонщику нелегко еще раз удостовериться в том, что возможность погибнуть — составляющая его работы. Сегодня я не чувствую себя «в гонке», не то настроение: погиб уже четвертый мой друг.

В Гвинее гонка вновь разгорелась. Узенькая трасса в саванне требовала постоянного внимания и ювелирной точности пилотирования. На СУ отличился проживающий в Мали француз Ален Дюкло (КТМ, чемпион Франции по эндуро). На другой день, несмотря на свои мавританские злоключения, Сирил Депрэ одержал четвертую победу на этапах и 14-ю в своей «дакаровской» карьере. Он продолжил прилежно отыгрывать минуты и секунды у возглавляющего гонку Марка Кома. А вот Де Говардо потерял много времени на СУ — один из бродов оказался для его мотоцикла слишком глубоким.

На 13-м этапе новые драмы: спортивный автомобиль сбил 10-летнего мальчика-зрителя — ребенок скончался в медицинском вертолете. Из-за черепно-мозговой травмы и перелома бедра прекратила гонку француженка Людивин Пюи, лидировавшая в женском зачете (в прошлом году она была самой быстрой среди женщин и занимала 41 место в общем зачете)ѕ В тот день лучшее время показал итальянец Джованни Сала, Марк Кома по-прежнему удерживался во главе общего зачета. Обладая получасовым преимуществом, испанец теперь только и делал, что контролировал график своего преследователя Сирила Депрэ: для остальных Кома был практически недосягаем.

Предпоследний этап, пересекающий Сенегал с востока на запад, давно стал классическим, но от этого не менее сложным. Здесь Кома, воспользовавшись ошибкой Депрэ, закрепил свое и без того солидное преимущество. Фретинье на легкой Yamaha одержал победуѕ И снова гонку омрачила гибель ребенка: на вспомогательном маршруте его сбил автомобиль. В силу этих двух несчастных случаев организаторы решили провести последний этап вокруг Розового озера вне зачета.

Победа Марка Кома не стала сюрпризом — еще в Лиссабоне его считали одним из двух претендентов на победу в ралли-рейде. Нельзя не отдать должное мужеству другого претендента — Сирила Депрэ: несмотря на серьезную травму, француз выиграл четыре этапа. Третье место у Джованни Сала. В категории «450» победил Фретинье (у него 13 место в общем зачете). Нынешний «Дакар» открыл тех, кто в будущем сможет вмешаться в борьбу за первые места, скажем, вошедших в десятку лучших португальца Элдера Родригеса и гонщика из Риги Янниса Винтерса. В зачете пилотов-женщин победила англичанка Патриция Ватсон-Миллер (КТМ, в общем зачете — 67 место).

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии