Доверять ли автомату?

ДОВЕРЯТЬ ЛИ АВТОМАТУ?

Honda Griffon — скутербайк с... оппозитной «четверкой»!
Honda Griffon — скутербайк с... оппозитной «четверкой»!

ЧТО ДАТЬ МОТОЦИКЛАМ? Наш разговор все о мопедах да скутерахѕ А когда про мотоциклы? А на этом фронте затишье: мотоциклисты не так давно, в начале 50-х, окончательно приспособились к ножному переключению передач, и больше не хотят нововведений. Да и то: моторы еще не настолько мощны, чтобы терять л.с. в дебрях автоматики. Еще чего!

Но буржуинская тяга к комфорту уже прогрызает свою дырочку в плотине, и первый привет от «лукавого» — попытка автоматизировать хотя бы выжим сцепления. Создатели таких систем пошли двумя путями. Первый — задействовать выжим сцепления от рычага переключения передач. Это полуавтомат сцепления, хорошо знакомый владельцам «Днепров» и «Иж-Юпитеров». Система эффективная, но ее оборотная сторона — длинный ход рычага КП и необходимость прилагать значительное усилие при переключении. Да и с места просто так не тронешься.

Трансмиссия YanahaFJR1300AS с приводами выжима сцепления и переключения передач.
Трансмиссия YanahaFJR1300AS с приводами выжима сцепления и переключения передач.

Второй способ — автоматическое сцепление, как на скутере. Но сцепление барабанного типа плохо компонуется с традиционной КПѕ Решение предложили в конце 50-х инженеры Jawa — многодисковое сцепление, в котором пакет дисков сжимается центробежными грузами через специальную шайбу. Версия имела оглушительный успех, не только в Чехословакии, но иѕ в Японии. Поначалу его заимствовали инженеры концерна Honda для скутеретты Super Cub (причем случился скандал, который привел к выплате отступных чехам), а затем и другие японские компании.

А появления «настоящего автоматического мотоцикла» пришлось ждать аж до 1971 года. Представила его никому доселе не известная американская компания Rokon. Она возникла несколькими годами ранее и выпускала машины, которые так и хочется назвать 2-колесными тракторами — с приводом на два огромных колеса, никаких подвесок, черепашья скорость... И потрясающая проходимость! А тут откуда ни возьмись — классический мотоцикл-эндуро, но с вариатором, дисковыми тормозами и литыми колесами (что для 1971 года, между прочим, тоже — революция!).

А тут созрело предложение министерства обороны Швеции. Запрос был на чудо-юдо мотоцикл: чтобы заводился в любой мороз, работал хоть вверх ногами, чтобы его мог вести раненный в руку-ногу солдат и каждый новобранец освоил аппарат за 15 минут. Стало ясно: без автоматики не обойтись. Компании Hagglund и Monark построили мотоциклы с вариаторами, а Husqvarna — с 4-ступенчатой КП, управляемой центробежными сцеплениями. Она и выиграла конкурс, и с середины 70-х годов ее машины поступили на вооружение шведской армии. Husqvarna даже в 80-е годы выпускала спортивные эндуро с такой трансмиссией. На сегодняшний день это самый значительный конструкторско-коммерческий успех на поприще автоматизации мотоцикла.

Силовой агрегат Aprilia Mana NA850 — тот же, что и у гиперскутера Gilera GP800.
Силовой агрегат Aprilia Mana NA850 — тот же, что и у гиперскутера Gilera GP800.

Вспыхнувшая популярность мототуризма, особенно в США (американский мототуризм особого свойства: никаких тебе нехоженных троп и прочего экстрима, напротив — вдумчивое медлительное скольжение, сплошной Glide), навела некоторых производителей на мысль: похоже, пора оснащать-таки мотоциклы автоматами (нет, не теми, перед которыми трясутся медведи-гризли, и русская мафия тоже ни при чем). В 1976 году Honda с большой помпой запустила на рынок США мотоцикл СВ750А, вооруженный гидротрансформатором вкупе с двухступенчатой АКП. Увы, чтобы приспособить «острую» характеристику мотоциклетного мотора к неспешной гидроавтоматической трансмиссии, ее — характеристику — пришлось нещадно сгладить. В итоге максимальная мощность упала с 67 до 47 л.с., а скорость — с 200 до 165 км/ч. Кому ж это понравится?

Роллерренессанс привел к полной победе вариатора на скутерах
Роллерренессанс привел к полной победе вариатора на скутерах

Honda CB750A стал запевалой недолгого, но бурного периода мотоциклетной автоматизации. Его поддержали 2-цилиндровые Honda CB400AT (1977 год), Suzuki GS450GA (1982 год), Moto Guzzi V1000 Convert (1976 год). Все сделали по единой схеме: гидротрансформатор плюс АКП. И еще одно их объединяло: вялый сбыт. Ведь стоили дорого, а динамика значительно уступала оной у «механических» версий. В начале 80-х годов с ними было покончено.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии