Энергия "заряда"

ЭНЕРГИЯ "ЗАРЯДА"

фото

Константина ЯКУБОВА

HONDA TRX450R, ATV, тюнингованный

Год постройки

2005

| Двигатель

4Т, 450 смз

| Мощность

51,7 л. с.

| Масса

175 кг

| Цена с учетом проведенного тюнинга $ 18 580

Тюнинг спортивных ATV, в первую очередь, проводят, конечно же, ради достижения побед в гонках, улучшения спортивных результатов, но вместе с тем, во имя обеспечения безусловной безопасности. Собственно, без нее достичь приличный результат невозможно. Так что хотя бы минимальное переоборудование и доводка машины должны быть проведены. У ATV Данилина очень высокий уровень дорогостоящего, надо признать, профессионального тюнинга, практически максимальный по затратам в применении к кроссу. Посмотрим, оправдан ли он для наших трасс - а они отличаются от мировых сложностью (скажем, в США специально для кросса на ATV трассы "выглаживают").

Прежде всего в нем была расширена колея и заменены амортизаторы. У стандартных "квадров", если это Honda TRX или Yamaha Raptor (чаще всего в ATV-кроссах соревнуются именно на этих моделях), межколесное расстояние обязательно нужно увеличить - чтобы избавиться от характерной для них неустойчивости в поворотах, особенно на асфальте: здесь они кувыркаются как колобки.

Рычаги подвесок широкие - с ними чувствуешь себя в поворотах увереннее, чем с узкими, ATV продолжает рулиться, хорошо управляем в заносе. Особенно чувствуешь надежность контроля в начале заноса: уже не происходит "срыв - и понесло", а знаешь, что предпринять в юзе.

Тюнинговые комплекты предусматривают расширение колеи на 2 либо 3 дюйма (соответственно, 51 и 76 мм) с возможностью регулировки углов развала колес. Спереди меняют рычаги, сзади - ось. На оси есть специальные регулировочные втулки, они позволяют сделать ось шире или уже. Если сзади колея шире, чем спереди, то мотоцикл хуже поворачивает, но лучше "стоит" на прямой. И наоборот... На мотоцикле Данилина ось широкая, в ней замененные алюминиевые ступицы колес, установлены усиленные колесные диски (вынос дисков передних колес - плюс 2 дюйма). Все это придает квадру очень хорошую управляемость, водителю - чувство руля.

Немаловажно обустроить удобную посадку для пилота, чтобы можно было бы сразу найти себе место с оптимальным расположением центра тяжести. Это достигается по большей части установкой нового руля. Стандартный руль неудобен для всех. Американцы шутят: руль - транспортировочное приспособление, предназначенное для того, чтобы, ухватившись за него, перекатить новый мотоцикл из упаковочного ящика в гараж. На этом его функции исчерпываются. Для любой езды руль должен быть пошире и попрочнее - иначе он согнется после первого же прыжка.

Единственный, пожалуй, серьезный недостаток мотоцикла Данилина в том, что у него нет рулевого демпфера. Его отсутствие остро ощущаешь на кочках, когда колеса "подбивает". Демпфер экономит силы водителя - с ним аппарат куда как меньше "колбасит", не возникает бокового раскачивания мотоцикла. Тренированный профессионал, возможно, и проедет трассу без демпфера, но любитель точно "сдохнет" уже через десять минут после старта.

Теперь стартуем… Проехав пару кругов, я оценил: очень удобные подножки. Молодец хозяин аппарата, что не поскупился и выбрал лучшие из "профессиональных"! Обычно подножку меняют целиком, она с обширной дугой, предохраняющей стопу от боковых ударов, особенно ценно то, что оберегает пятку. С таких подножек ноги никогда не сорвутся под колесо, опираться на них удобно в любой позиции.

Отлично работают подвески (амортизаторы - от канадской фирмы Elka). В них три изменяемых параметра: быстрого хода сжатия, медленного хода сжатия и отбоя. У каждой регулировки еще и 20-ступенчатый (или около того) диапазон. Регулировку быстрого сжатия проводят для всех неровностей и трамплинов, медленного - для улучшения управляемости в поворотах, исключения крена и "клевков" при торможении… Для гонщиков среднего уровня столь огромный выбор регулировок почти никогда не пригодится - для таких достаточно установить амортизатор, рассчитанный под вес ездока. Но если претендуешь на высокий результат среди профессионалов, каждый раз надо учитывать тип и особенности трассы. Если ровная, как стекло, - воспользуйся одними регулировками, если же трамплины через каждые пять метров, - другими, на трассе недавно проезжали мотоциклы-одиночки и образовались хаотичные, глубокие колеи, - третьими… За границей, если уровень соревнований серьезный, подбором регулировок занимается инженер-механик, гонщик вмешивается лишь для того, чтобы сообщить, что его не устраивает.

Подпишитесь на «За рулем» в