Звезда по имени "караван"

ЗВЕЗДА ПО ИМЕНИ "КАРАВАН"

фото автора,

рисунки Сергея ЧИРКОВА

"Пустыня - сад Аллаха", -

Восточный пел поэт.

"Она обитель страха", -

Пел западный сосед.

А мы поем: "Барханы -

Зовущая звезда"…

И снова "Караваны"

Придут не раз сюда.*

НАМ БЫ ТАНКЕР…

Всех подряд мы в пески не берем. Авантюрами не занимаемся: разница между авантюрой и экстрим-рейдом - человеческая жизнь. К походу по пустыне должны быть подготовлены подобающим образом участники, их мотоциклы и багаж. Впрочем, на поляну на берегу реки Кигач съехались те, кто об этом правиле знает: неподготовившиеся не напрашивались - оставались в лагере ловить рыбу, загорать и ждать нас. "Болельщиков" на поляне - 80 человек. А нас 11 мотоциклистов и два водителя машины-технички, всего - 13. Когда таково число участников, ожидать сплошных удач в походе, по крайней мере, наивно. Но повезло в другом: все в группе - некурящие. Удивительный факт!

Готовились к выезду. Главный вопрос: как везти бензин? Не надо быть Пифагором, чтобы рассчитать, сколько его понадобится на 400 км автономки (это в один конец) при минимальном расходе горючего эндуро на песке 7 литров на 100 км. В бак вмещается около 10 литров, значит, нужно брать с собою, как минимум, "двадцатку" на каждый мотоцикл. Прихватить с собою танкер как-то не пришло в голову. А ведь нужны еще еда, вода, палатки, спальники… Дружище Гиви (он из Краснодара) - владелец технички распорядился все грузить в машину: "Довезу - "ласточка" справится". Его слову нельзя не доверять, ведь это тот самый Гиви, который в составе мотоэкспедиции "Мото" заехал в 2003 году на Эльбрус. Причем на заключительном, самом высокогорном отрезке.

ГРАНИЦА С ДЫРОЙ

Выехать в рейд в назначенный день, 11 сентября, не удалось: наши пограничники "запудрили мозги" какими-то масштабными учениями и предложили в целях нашей же безопасности уточнить маршрут в штабе в Астрахани. Убив два драгоценных дня на согласования, мы стартовали 13-го! "Удачное" начало…

Поскольку большая часть маршрута пролегала по территории Казахстана, мы, законопослушные граждане, решили въехать в страну официально, через таможенный переход. Шутка ли, за нахождение в Казахстане "без бумаг" могут посадить за решетку на пять лет!

Пропустили не всех: на трех мотоциклах не было номеров. Откуда им взяться, если их, новехонькие аппараты, нам дали московские дилеры для проведения тестовых испытаний. Чтобы оформить их как ценный груз, нам посоветовали возвратиться в Астрахань. Но это означало бы потерять еще один день! Сама судьба толкала на противоправные действия: решили прорываться нелегально. Группа нарушителей отъехала от погранпункта 300 метров, пересекла железнодорожные пути, по насыпи миновала колючую проволоку. Заметьте, не мы первые: здесь накатанная дорога… Подъехали к казахской таможне, заполнили миграционные карты и разрешение на ввоз транспортных средств. Безномерные мотоциклы у казахов также вызвали реакцию, но разговор уже шел не о принципиальной возможности их ввоза, а о сумме "у.е.", которую следовало уплатить. Мы не стали допытываться, в казну ли, но разговор из официального перешел в плоскость приватного.

ПО ДНУ МОРСКОМУ

За первым же селом свернули с трассы в пески. Других дорог на нашем почти 1000-километровом маршруте не предвиделось.

По карте видно, что российско-казахская граница в этом месте изгибается, приобретая форму гигантского аппендикса. А потому, отъехав от села пару километров, мы снова оказались на родине.

Маршрут сверяли по картам Генерального штаба, изданным в 1954 году. С тех пор на них и на отображенной территории мало что изменилось: барханы и солончаки остались на месте, как и места поселений людей - подле колодцев. Но местность не всегда была такой безжизненной: когда-то уровень Каспия стоял куда выше, во многих местах, где сейчас пески, текли протоки, распластались озера.

Не обозначены на старых картах и ракетные полигоны "Ашулук" и "Азгир" - их построили в 60-х. В ходе предыдущих "караванов" мы изучили их вдоль и поперек, так что можем не хуже шпионов указать, где расположены пусковые точки, ракетные шахты и где ракеты падают… Ориентировались в том числе благодаря тому, что пользовались GPS: "древними" Garmin 128 и 38, а также более современными Legend и GPS V. Выбор модели значения не имел - качество грунта они не "читают". Спасибо, хоть направление указывают.

ДЫХАНИЕ ДРЕВНОСТИ

Нужная нам дорога на восток затерялась среди барханов и заросла, но мы различали накатанный след на север. Понадеялись, что рано или поздно наткнемся на отвороток в нужное направление - и двинули на север.

Много часов ехали по змеящейся песчаной дороге среди поросших сухими колючками пологих возвышенностей, остро ощущали абсолютное безлюдье и отсутствие жизни. Точнее, жизнь наверняка была, но наши привыкшие к городским видам глаза отказывались ее воспринимать. К тому же спешили: время, отпущенное на путешествие, беспощадно убывало, а наша цель - городище Сарайчик на реке Урал, где когда-то располагалась столица Золотой Орды, не становилась ближе.

Колея извивалась, обходя даже небольшие бугорки. Наверняка, ее проложили по древней караванной тропе… Неожиданно среди двух гряд высоких барханов открылась котловина, напоминающая посадочную площадку для вертолетов. В ее глубине колодец - яма с обсыпавшимися краями. Подъехали… Вокруг колодца, как, собственно, и по всей котловине, разбросаны черепки. Наш постоянный консультант - московский археолог Лев Галкин предупреждал: наткнетесь на черепушки - обращайтесь с ними осторожно, скорее всего, это исторические ценности. Позже он подтвердил: это осколки от приспособлений бытового характера разных эпох. Возраст одного из кусочков утвари - более 4 тысяч лет. Представляете, сколько веков мы держали в ладони!

А история этих мест невероятно интересна. Ну, скажем, найденная нами караванная тропа вела из стран ближневосточной культуры - Ирана, Хорезма в Великую Пермь (по-скандинавски - Биармию). За биармийских вождей скандинавские конунги (по-нашему - цари) выдавали своих дочерей, да еще почитали эти браки для себя за честь. Персидские шахи получали от викингов меха, расплачивались за них великолепной тонкой работы серебряными сосудами. Кстати, некоторые из них можно увидеть в Эрмитаже.

Подпишитесь на «За рулем» в