Сплясал "горбатого"…

СПЛЯСАЛ «ГОРБАТОГО„…

]

рисунки

Олега ВОЕВОДОВА

ХАЙСАД: ПРИЧИНЫ, ПРОЦЕСС, ПОСЛЕДСТВИЯ, КОНТРМЕРЫ

По пути на работу есть у меня один излюбленный поворот. Если трафик позволяет, я прохожу его на 3-й передаче «на коленке». Но в тот день черт дернул попробовать сделать то же на 2-й — дабы при выходе из апекса ускориться поэнергичнее.

Еще в наклоне выхожу на прямик, начинаю «открывать» газ — и тут тяга двигателя пускает заднее колесо в занос. Вот тогда и произошло самое отвратительное. Чтобы прекратить занос, я «закрыл» газ — покрышка вновь сцепилась с асфальтом… Дальше был «полет шмеля»: меня катапультировало с мотоцикла. Полет проходил на большой высоте и длился долго — Леонардо да Винчи возрадовался бы, узнав, что люди все-таки могут летать.

Вот к чему приводит месяц нетренировок на треке! На трассе в заносы меня вводило очень часто, и я выходил из них так же успешно, как выходил из своих умопомрачительных ситуаций барон Мюнхгаузен, но за месяц разляляйства и в череде «дальнобоев» не в меру обленился, что оченно отразилось на навыках вождения.

Подпорченное настроение, сломанные кости и потесанный борт мотоцикла сподвигли разобраться в том, что же произошло. А самое удивительное в произошедшем то, что — внимание! — в правом повороте я «уложил» мотоцикл на левый бок.

Вы уже догадались: произошла одна из мерзостей, ведущих к падению, — хайсайд (HighSide: high — высокий, side — сторона). Разберемся в природе явления.

Когда мотоцикл под воздействием гравитации падает на землю, он оказывается на боку. Если до приземления ты шел медленно, то последуют небольшие повреждения мотоцикла, легкие травмы водителя или обойдется без травм того и другого (слайдерам-спасателям — виват!). Такие аварии называются «лоусайд»: мотоциклист падает в направлении падения машины. Соответственно, хайсайд означает, что мотоциклиста выбрасывает из седла в обратную сторону, и он перелетает над мотоциклом. Такое падение несмертельно, но случается, что байк следует по воздуху по одной с мотоциклистом траектории, а затем падает на беднягу. (Когда на тебя валится 200 с лишним килограммов отнюдь не мягкого алюминия, мало не покажется. Уж не помню, «догнал» меня мой мотоцикл или нет, но результат — на плече: см. рентгеновский снимок.)

Как развивается такая авария? Каковы ее причины и что предпринимать, чтобы ее предотвратить?

А все крайне просто. Сила трения настолько коварная тетка, что в спокойном состоянии (сила трения покоя) она намного сильнее «бегущей» тети (сила трения скольжения). Вот и получается: когда заднее колесо срывается в занос, корма мотоцикла начинает набирать инерцию, направление которой «смотрит» наружу поворота.

Но водитель испугался и «закрыл» газ. Что произойдет? Мгновенно уравниваются линейные скорости поверхности покрышки и дорожного полотна (а ведь разница этих скоростей, порожденная тягой мотора, и приводит к заносу). В следующий миг, когда колесо уже сцепилось с асфальтом, кинетическая энергия заноса, никуда не деваясь, переворачивает мотоцикл вокруг оси, проходящей через точки контакта колес. Получается примерно то же самое, как если заложить мотоцикл посильнее и по касательной въехать в бордюр… Теперь поняли, почему мотоцикл переворачивается? В нашем случае роль бордюра сыграла та самая спокойная «тетя», которая вдруг из бегущей худосочной девки превратилась в толстенную и нерушимую, как скала, сотрудницу райсобеса.

Некоторые ловят хайсайд на торможении задним тормозом, но таких — меньшинство. Да еще и надо умудриться развернуть мотоцикл градусов на 20 относительно направления движения, чтобы хайсайд произошел. Вместе с тем, вспомним, как в спидвее или супермото гонщики проходят поворот в гаревом заносе, используя именно этот эффект: сначала блокируют заднее колесо, а потом пускают его в пробуксовку. Точку, в которой колесо вновь сцепляется с покрытием, они проходят без «полетов шмеля». Обусловлено это тем, что вне асфальта «держак» (сленговое название коэффициента сцепления колес с покрытием дороги) намного ниже, а потому, если исполнить мой «подвиг», скажем, на грунтовке, ручаюсь на сто процентов, мотоцикл словил бы лоусайд и прошуршал бы на боку.

Но вернемся к нашим «тетям» и мотоциклам. Если вы, как и подобает, после прохождения апекса начали «открываться», но сделали это слишком резко, то заднее колесо срывается в занос. Но тогда оно теряет лишь часть сцепления с дорогой. Самое сложное в подобной ситуации — не перебороть мотоцикл и силы инерции и трения, а совладать с собою, чтобы не «закрыть» газ резко (я же как раз «закрыл», и именно резко). Газ следует либо «прикрывать» очень плавно (и именно «прикрывать», а не хлопать дросселями об упор холостого хода), либо держать ровным. Как? Расслабьте руки — и мотоцикл, еще пару раз вильнув задом, сам вернется в стабильное положение. Повторю: на треке у меня подобное случалось часто, но я не падал. Слайдеры на комбезе не для того, чтобы нарушать их девственность напильником, а потом похваляться в тусовке «эх я какой крутой» — они как раз для того и существуют, чтобы в случае заноса заднего колеса была возможность немного оттолкнуться от асфальта — тем самым вы вымолите у фортуны шанс на спасение вас обоих, мотоцикла и себя.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии