Я ездил на пмз-а750

Я ЕЗДИЛ НА ПМЗ-А750

]

В условиях книжного голода на тему истории авто- и мотостроения появление биографии Петра Владимировича Можарова, основоположника российского мотопрома, пришлось как нельзя кстати. Однако некоторых фактов в этом, безусловно, ценном труде не хватает.

Можаров получил образование за границей, а вернувшись на родину, работал в Тамбове и Ижевске. Разработал проект Ижевского мотозавода с годовой программой выпуска 6000 мотоциклов. Под его руководством появились первые отечественные ижевские, ленинградские и подольские мотоциклы. Предложил копировать на Ижевском оружейном заводе и на заводе «Красный Октябрь» мотоцикл DKW (модель «Люксус»). Сконструировал тяжелый армейский аппарат ПМЗ-А750 и запустил эту модель в производство. Последний был явной неудачей, и из-за обилия недоработок и ошибок мотоцикл оказался непригодным к эксплуатации. В книге об этом не говорится.

Ездить на ПМЗ мне пришлось достаточно, чтобы прочувствовать все его прелести. На скорости 40–50 км/ч возникало и прогрессировало «шимми» переднего колеса, руль вырывался из рук, колесо «становилось поперек» — и машина переворачивалась. Из-за этого в самом начале войны пострадали три моих сослуживца. Двигатель хоть и копия H-D, но отвратительно сбалансированная: вибрировал так, что крепеж, даже с мелким шагом, откручивался. Чтобы устранить вибрацию, каждый день приходилось регулировать карбюратор (копия «Шеблер»). Не рассчитав подачу масла в двигатель, Можаров установил регулировочный винт. Однако не шибко грамотный водитель, спасая штаны от текущего масла, закручивал его до упора, отчего наступало масляное голодание — разрушались шатунные подшипники, и шатуны обрывались. Косозубые шестерни моторной передачи свистели. Сцепление выжималось плохо (отчего страдали зубья второй передачи). Зажигание «терялось» и «возникало», когда ему заблагорассудится. При резких поворотах рвались спицы заднего колеса, педаль стартера разбалтывалась, лопалась и… терялась. Передачи переключались дико: так как ножной привод был недостаточным, сцепление приходилось выжимать левой рукой, а правой переключать передачи. Только вот рычаг передач тоже был расположен слева. Удобно?.. В народе о мотоцикле говорили: «Попробуй меня заведи!» и далее «Заведешь — может, и поедешь».

Автор книги о Можарове, на мой взгляд, несправедливо упрекает работников завода «Красный Октябрь» в недостаточной квалификации, по сравнению с «ижевцами». Но ведь рабочие «Красного Октября» не имели права «додумывать» незавершенные эскизы Можарова. Но при этом по качеству «Иж-7» значительно уступал Л-300, и в довоенном спорте за руль «Ижа» садились только в случае, когда не было Л-300.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии