В Запорожье большие перемены

В Запорожье большие перемены

]

— Не знаю, кого благодарить — Будду или Христа — за то, что к нам пришли корейцы, — сказал мне начальник одного из цехов Запорожского автозавода.

— Обоих надо! — живо откликнулся его зам.- Если б не корейцы, завод давно бы растащили...

Компания «Дэу» действительно пять лет назад спасла ЗАЗ от гибели, вложив в него 150 млн. долларов и расширив модельный ряд, но затем сама оказалась между жизнью и смертью. В январе этого года запорожцы проводили на родину двух последних ее представителей — генерального директора СП «АвтоЗАЗ-Дэу» и повара... Исход корейцев не предвещал ничего хорошего, но ЗАЗу опять улыбнулось счастье: 82% его акций выкупила у государства корпорация «Укравто». Справка для тех, кому это название ничего не говорит: корпорация выросла из минавтопромовского главка советских времен «Укравтотехобслуживание», а значит имеет мощную сеть автосалонов и сервисных станций. Наконец-то в запорожском оркестре, где солировало производство, появились две равноценные группы инструментов — торговля и сервис.

И встал вопрос: что же играть оркестру? Каким должен быть репертуар, то бишь ассортимент? Начали прошлым летом с Mercedes. Больше для имиджа, т.к. счет идет лишь на сотни в год. Этой весной взялись за румынскую «Дачию» с силовыми агрегатами «Рено» — пошла и прибыль. И вот — кто бы мог подумать? — ЗАЗ приступает к сборке ВАЗов. Причем не к крупноузловой, как в Луцке, Херсоне и Кременчуге, а со сваркой и окраской кузова. Только в этом году запорожцы по договору с «АвтоВАЗом» выпустят около 10 тысяч «Самар» (модели 21093 и 21099).

Но самое перспективное соглашение заключено с компанией Opel. ЗАЗ уже собирает из машинокомплектов Astra, Vectra и Corsa. А в конце года начнет мелкоузловое производство Astra — для этого строится специальный цех сварки на 13000 кузовов, мощность которого в дальнейшем увеличат до 25000. Хоть цена этих «астр» будет на 8–10 процентов ниже немецкой, рынок Украины едва ли «проглотит» такой объем. Дорога запорожским Opel одна — в Россию.

А теперь — о моделях, на которые вполне реально могут рассчитывать россияне. Прежде всего это Daewoo Lanos с 1,3-литровым 70-сильным мелитопольским мотором с распределенным впрыском. Пока ЗАЗ получает кузова с варшавского Daewoo-FSO, но готовится начать в 2004 году мелкоузловую сборку. Это откроет машине рынок России: ведь автомобиль, в котором не менее 50% украинских компонентов, не облагается ввозной пошлиной.

Для «Таврии-Нова», «Таврии-пикапа» и пятидверного псевдоседана «Славута» нет и этой преграды. Оставалось найти в России генерального дистрибьютора, и вот это как раз у запорожцев не получалось: никто из претендентов не был готов к широкомасштабному сотрудничеству. Тогда на ЗАЗе сменили стратегию: стали искать партнеров в российских регионах. И это уже дало первые плоды: «таврии» и «славуты» появились в Краснодаре (компания «Автоюгмаркет») и Нижнем Новгороде (группа «Авангард-Авто»). На очереди Тамбов (Тамбовский автомобильный завод). Общий объем поставок на этот год — 3400 машин. Пока речь идет о продаже и обслуживании, но на следующем этапе возможна сборка на местах из украинских машинокомплектов.

В последнее время в верхах все настойчивее говорят о создании единого экономического пространства Украины и России. От слов раньше или позже перейдут к делу, другого разумного пути просто нет. Россиянам станут тогда доступны не только Daewoo, «Таврия» и «Славута», но вся гамма запорожских моделей.

Фото автора

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии