Проверка крутым бездорожьем

ПРОВЕРКА КРУТЫМ БЕЗДОРОЖЬЕМ

]

фото

автора

«НАШИ» ПРОТИВ «КИТАЙЦА». КАКОЙ ЛУЧШЕ?

АВДИС 6.502, квадрацикл

Год выпуска

2004

| Двигатель

2Т, 348 смз

| Масса

350 кг

| Максимальная скорость

75 км/ч

| Ориентировочная цена

94 000 руб.

«РЫСЬ-2» ТМЗ 6.9032, квадрацикл

Год выпуска

2004 

| Двигатель

2Т, 348 смз

| Масса

350 кг

| Максимальная скорость

75 км/ч

| Ориентировочная цена

72 000 руб.

PUMA JS250ATV, квадрацикл

Год выпуска

2004 

| Двигатель

2Т, 229.6 смз

| Масса

220 кг

| Максимальная скорость

75 км/ч

| Ориентировочная цена

134 920 руб.

КТО В ТАБУНЕ

Отправной и конечной точкой пробега был выбран Ярославль. Маршрут проходил по второстепенным асфальтированным, грунтовым и совсем заброшенным дорогам через Углич, Калязин, Нагорье, Переславль-Залесский, Ростов. Машины-технички с лагерным скарбом шли в объезд «пампасов» и ждали в условленных местах. За пять «боевых» дней мы преодолели около 600 км, из них половину — вне асфальта и около сотни километров по девственному бездорожью. Добавляла экстремальности еще не впитавшаяся в землю вода.

В пробеге дебютировали два ярославских «квадрика» АВДИС (о них мы писали в «Мото», № 1–2004). У мотоциклов независимая двухрычажная подвеска всех колес, шины автомобильные — «ВНИИШП-Ралли». Тормоза — барабанные, с гидроприводом от педали. Здесь же, справа, расположился «жигулевский» «ручник». Мотоцикл двухместный, причем ижевская «сидушка» нормальной длины, на ней два упитанных мужика в ватниках не ощущали дискомфорта. Большие багажники, на них, как говорят заводские испытатели, свободно размещаются три мешка с картошкой (два на заднем багажник, один — на переднем). Двигатель — ижевская «водянка» — приводит открытой цепью «муравьевский» мост, в котором расположился дифференциал и передача заднего хода. Пробег покажет, достаточна ли проходимость такого ATV на бездорожье.

Две тутаевские «Рыси» — полноценные двухместные мотоциклы. Они только с первого взгляда одинаковые, но «Рысь-2» выпускается уже пару лет (о ней писали в «Мото», № 4–2004), «Рысь-3» — опытная. Вообще-то, семейство «кошачих» — долгожители среди отечественных четырехколесников, они впервые увидели свет в 1996 году. На «Рысях» также ижевский мотор, но, в отличие от АВДИСа, независимая подвеска передних колес. Сзади у «Рыси-2» многофункциональный мост, включающий двухступенчатую коробку передач с задним ходом, блокируемый дифференциал. Мост подвешен на ижевских амортизаторах. Шины — внешне эффектные, с развитыми грунтозацепами 560–220 модели Я-419. Позади моста автомобильный фаркоп с розеткой для подключения электрики прицепа и вал отбора мощности. Пластик — печально известный своей хрупкостью АБС. Однако благодаря внушительной толщине (до 4 мм) у «Рыси-2» он достаточно прочный.

При создании «Рыси-3» производитель отказался от дорогостоящего моста и установил неразрезную ось. Ни заднего хода, ни понижающей передачи нет. Зато аппарат значительно дешевле более продвинутого «родственника». Оправдано ли такое упрощение — и это покажет пробег.

В начале пробега загадкой была Puma 250 китайской компании Jianshе. Эта «кошка» (их было два аппарата) очень напоминает неувядаемую ATV-классику — Honda семейства TRX, но никто, включая продавцов, не мог сказать, чем копия отличается от оригинала. С первого взгляда понятно, что это утилитарный «квадрик»: нет «злого» мотора и длинноходовых подвесок, цепких дисковых торомзов. Барабанные приводятся тросами от рычагов на руле, для заднего тормоза — педаль. В состав трансмиссии входят автоматическое центробежное сцепление и 5-ступенчатая КП с задним ходом. Передача крутящего момента на неразрезную ось — карданным валом в герметичном кожухе.

«Китаец» вместительностью багажников похвастаться не может: в наклеенной на облицовку инструкции написано, что грузоподъемность багажников не более 30 кг. К тому же — получите сюрприз! — запрещается перевозить пассажира.

Отсутствие «мигалок», зеркал, стоп- и звукового сигнала, а также спидометра ставят эту машину «вне закона» при езде по дорогам общего пользования. Если по уму, их надо регистрировать в технадзоре и управлять только при наличии «тракторных прав» с открытой категорией «А». А вот АВДИСы и «Рыси» сертифицированы как полноценные мотоциклы.

НА АСФАЛЬТЕ

АВДИС и «Рысь-2» с выключенной блокировкой дифференциала достаточно маневрены, «Рысь-3» и Puma из-за неразрезных осей чуть большее сопротивляются в повороте. «Максималка» у всех примерно одинакова — около 85 км/ч. Puma на горизонтальной дороге может сразу трогаться на пятой передаче — тяги в двигателе хватает. И в инструкции, наклеенной на крыле, по-английски написано, что скорости всегда следует переключать только на месте.

ГРЯЗЬ РАССУДИТ

Разочарованием пробега стал ижевский двигатель на АВДИСах и «Рысях». Казалось бы, за почти полвека тиражирования копии мотора немецкого DKW уж хватило бы времени довести его до ума. Но нет — работает неровно, шумно, с подозрительными лязгами. При попытке тронуться настораживает включение передачи: нехотя и с хрустом. К тому же агромадный ход рычага переключения. На АВДИСе сложно переключать передачи — мешает облицовка и «хитрый» вырез в полике. «Нейтралку» почти невозможно поймать ни при движении, ни на месте. Только заглушив мотор и несколько раз врезав пяткой по рычагу (вот тут-то сталь себя показала подходящей — не гнется!), удается это сделать. Причем лампа нейтрали нередко утаивает ее включение.

Другим разочарованием стала резина на «Рысях». Все достоинства ее зацепистого протектора сводятся на нет малой глубиной профиля, а главное — неимоверной «дубовостью» каркаса. Такое сочетание оправдано на шинах для скоростных и каменистых ралли, на грязи же такие шины мгновенно срываются в букс и начинают «фрезеровать» грунт. У Puma бескамерные шины мягкие, сохраняют сцепление до последнего на самых скользких покрытиях. Они пружинят, работая вместе с подвесками, что не только повышает комфортность езды, но и улучшает проходимость. От «жигулевских» шин в сочетании с не блокируемым дифференциалом ничего хорошего на бездорожье не ожидали, чуда и не произошло.

Проходимость АВДИСа значительно возросла, когда на колеса надели цепи. Теперь опытный водитель мог конкурировать по проходимости с «Рысями». «Рысь-2» с включенной понижающей передачей и блокировкой дифференциала до какого-то предела по грязи ехала, но в конце концов все равно зарывалась. Управлять «Рысью-3» приходилось более агрессивно — из-за отсутствия заднего хода она не давала права на ошибку: если уж застрянешь,без посторонней помощи не обойтись. До «китайцев» всем квадрикам было далеко — на Puma ребята спокойно разъезжали по грязевым и заболоченным участкам взад и вперед, в то время как водители на других машинах вели ожесточенную борьбу за каждый пройденный метр. Бывало, что и «Пумы» застревали, но благодаря малой массе и тяговитому на «низах» мотору и с помощью реверса почти всегда одному водителю удавалось раскачать «квадрик» и вырваться на свободу.

Защита от попадания воды на АВДИСах и «Рысях» не предусмотрена, и достаточно было с ходу залететь в лужу, как начинались перебои в зажигании. У «Пумы» защита великолепная! Однажды аппарат попал в яму и оказался по сиденье в воде, однако двигатель не заглох и работал несколько минут. Да и тормоза после купания работали нормально.

Хотя у «Пумы» хода подвесок такие же скромные, как на отечественных квадриках, амортизаторы работают на порядок лучше. И АВДИС, и «Рыси» «колбасит» на неровностях дороги. На «Пуме» чувствуешь себя гораздо комфортнее, даже когда сажаешь запрещенного инструкцией пассажира.

ЧТО В КАЙФ

Ездить на наших мотоциклах можно — пробег лишний раз это подтвердил. Мастерство водителя проявляется особенно ярко, когда засадишь 350-килограммовую железяку в хлябь и потом корячишься, ее вытаскивая. Одна радость: без нужды никто из участников пробега к чужому мотоциклу не подходит, не клянчит прокатиться… — Своего добра хватает для наслаждений… «Китайцы» на марше — те действительно — вездеходы. А на привале каждый искал предлог, куда бы на них съездить. Женщины и дети, оказавшиеся в первый раз в жизни за рулем квадрика, тут же едут с улыбками Буратино — от уха до уха.

Конечно, и у АВДИСА, и у «Рысей» найдутся покупатели — стоят недорого, запчасти доступны, на них можно ездить по дорогам… И все равно досадно, что существует даже не дистанция — пропасть между уровнем совершенства российских и зарубежных квадрациклов.

Благодарим изготовителей отечественных квадрациклов — ярославскую компанию «Автодизельсервис», Тутаевский моторный завод и Ярославский салон «Хобби» за предоставленную возможность испытать технику в «деле». Особая благодарность организатору пробега Валентину ЧМУТОВУ.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии