Гаражный рок-н-ролл жив!

ГАРАЖНЫЙ РОК-Н-РОЛЛ ЖИВ!

]

фото

Павла КОСОЛАПОВА, Надежды ФОФАНОВОЙ и из архива редакции

Термин «гаражный рок-н-ролл» появился не вчера. Это не только музыкальный стиль — образ жизни, а на Западе еще и целая эпоха, несомненно, оставившая заметный след в современной мировой музыкальной культуре. Из «гаража» вышли The Doors и Metallica, Nazareth и Manowar, Black Sabbath и Red Hot Chili Peppers… В их композициях слышен рев двухколесного зверя.

Увлечение мотогонками барабанщика Led Zeppelin — Джона Бонэма по прозвищу Бонзо отразилось в его манере игры. В композиции «Moby Dick» 20-минутное барабанное соло Бонэма — словно «списано» со звуков несущегося на бешеной скорости болида. Умопомрачительная динамика импровизации в одном из видеоклипов: в нем кадры разгона мотоцикла сопровождают барабаны, исполняющие вместе со звуками выхлопа партию «второго голоса». Камера была установлена в том числе и на самом аппарате. Это симбиоз музыки, скорости, страсти… Приверженцы гаражного рок-н-рола познали «первоисточники» этих звуков не в кино. Скажем, лидер группы Nickelback Чад Крюгер на квадрацикле носится по полю с бешеным азартом. Он совершенно не разбирается в устройстве техники и уж тем более в ремонте, но делает все возможное, чтобы ATV развалился на скорости. А еще лучше, если в момент развала мотоцикл будет «по уши в грязи„… 

На вопрос, что такое «гаражный рок-н-ролл» найдется тысяча ответов. Джои Демайо из Manowar ближе тяжелый рок, причем только в чистом виде. Red Hot Chili Peppers — приверженцы фанк-джема. Кстати, их звукозаписывающая студия — в гараже басиста Фли. Почему? «В нем удобно: на полу ковер, всякие автомотоштучки висят на стене… Здесь особенный дух.» В этом гараже группа записала свой, пожалуй, самый продвинутый альбом — «Californication».

Пит Стил, басист и лидер Type O Negative, купил «доисторический» Harley-Davidson, передвигается на нем по Нью-Йорку, но мечтает сбежать из «Большого яблока»: «В этом городе негде ездить!..» Российские рокеры — той же закваски: «Алиса», «Черный Обелиск», «Кроссроудз», «Тайм-Аут», Владимир Кузьмин, Гарик Сукачев — все они начинали в гаражах.

На заре легализации байк-движения в столичном Старопанском переулке была создана «Московская рок-лаборатория». Сперва она представляла собой объединение неформальных рок-групп, а с 1989 года превратилась в самостоятельную концертную организацию. Цель собравшихся под крышей рок-лаборатории музыкантов, художников, фотографов, журналистов, техников и, конечно, байкеров исключительно благородная — искать и находить молодые таланты, создавать условия для их популяризации, развивать концертную деятельность. Критики не раз утверждали в прессе: рок-лаборатория достойно представляет российское музыкальное искусство в нашей стране и за ее пределами. Из «Лаборатории» на большую сцену вышли «Браво», «Черный кофе», «Ва-Банкъ», «Звуки Му», «Шах», «Ногу свело», «Манго-манго», «Крематорий», «Мафия», «Вежливый отказ» и многие другие.

У опытных музыкантов не возникает вопроса, где, на чем и с кем играть. Но что делать новичкам? Ответ есть — он проистекает из опыта «оперившихся» «гаражных» рокеров.

Прежде всего, найти место для репетиций. Считается, что настоящий русский рок должен гнездиться в подвале или гараже. Вместе с тем, как утверждает Макс Покровский, лидер группы «Ногу свело», репетиционная база должна быть уютной и светлой.

Чтобы превратить гараж (или его часть) в студию, следует позаботиться об акустике помещения. Простейший способ — обклеить стены и потолок типично совковым изобретением — лотками из-под куриных яиц. Так сделали, например, музыканты из группы «Пи-Астра» (Курск). Рельеф лотков и папье-маше, из которого они сделаны, не только гасят «лишние» децибелы, но и придают помещению забавный вид. Конечно, более цивильно навесить на стены блоки гипсокартона, их можно приобрести в любом магазине стройматериалов. Ударную установку лучше расположить поодаль: главное, чтобы ее хорошо слышали гитаристы, вокалисты и клавишник. Не помешают шторы, ковер: с ними звуки заметно «уплотнятся». У групп «Некроканнибал», «Морена», «Ретурн», «Дядя Миша» барабанная установка находится за ширмой, так что ударник видит всех, а его только слышат.

Но где подобрать музыкантов? На «ярмарках»: либо на специализированных интернет-форумах, либо во время рок-фестивалей на байк-слетах, либо в старейшей в России рок-школе «Красный химик» (www.rockschool.ru).

Нынче отпала необходимость мастерить инструменты-самопалы: гитару — из амортизатора, корпус барабана — из выхлопной трубы… (Впрочем, такие можно встретить и сейчас.) Но зачем?! Купить инструмент стало гораздо дешевле, чем соорудить: среднего класса электрогитара с достаточно приличным звуком стоит около 6000 руб., микрофон — от 1000. А вот стойки для микрофонов можно, действительно, сделать самому в гараже. Хотя этих мелочей в магазинах — завались.

Если у вас нет ударной установки Premier или Tama, тарелок Zildjian, то на первых порах пойдет старенький Amati или Tacton. Усилительную аппаратуру — гитарный и басовый комбики, гитарный процессор (как же без «фузза»!), микшерный пульт также проще купить. Их сейчас — невесть сколько и какие угодно…

В музыкантах не должны жить опасения, что кто-то наступит на горло их индивидуальности: как правило, публика в байкерских тусовках доброжелательная. И если услышат рок-группу, которой есть что спеть, — не отвернутся.

Благодарим Анну ИГНАТОВУ и Дмитрия ПЕТУХОВА (Torch) за помощь в подготовке материала.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии