Изобилие по карману

Изобилие по карману

]

А вот количество гонщиков и команд — вопрос второй, к тому же величины переменные. Полный состав соберется, как обычно, к середине лета.

Принято считать, что российский автоспорт на подъеме. Так ли это? Если судить по числу зачетных групп в кольцевых гонках, то, пожалуй, да. Трудно поверить, но запланировано вручение наград аж в 9 классах — двух «формульных» и семи «кузовных». В какой-нибудь продвинутой Франции если и наберется больше, то ненамного. При этом только «Волга» и «Ока-Юниор» — как бы некоммерческие, сугубо национальные и находятся на задворках общественного внимания. В них не ожидается бурного развития и, скорее всего, они останутся на прежнем уровне «местечковых» гонок.

А ведь из «Волг» можно сделать такое шоу! При всей их незатейливости это машины истинно народные — есть на каждой автобазе в любом городе страны. И, худо-бедно, из 16-клапанного мотора ЗМЗ при должном умении можно выжать до 250 л.с. Это больше, чем в самом быстром кузовном классе «Супертуризм»! А новая «волговская» подвеска, говорят, просто фантастика. Не вообще, а в сравнении с былой. Но, увы, главное заинтересованное лицо — ОАО «ГАЗ» — развитием гонок «Волг» не занимается.

«АвтоВАЗ» более динамичен и завершил запланированный переход от «восьмого» к «десятому» семейству. Кубок «Лада» в этом сезоне — вотчина ВАЗ-2112-37. «Восьмерки» на старт не допускаются. Изменен формат этапа: два заезда по 25 км. «Лада» по-прежнему самая дешевая кольцевая машина. Завод отдает ее за $8 тысяч. А есть еще арендная форма работы с клиентами: за $1200 заказчик получает доставку автомобиля к месту старта и полное обслуживание во время уик-энда. Организаторы серии говорят, что продали уже 40 машин. То есть Кубок «Лада» останется и самой массовой серией.

Скромный парад отечественной кольцевой техники завершает национальный монокласс (то есть все машины — одной модели, идентичные по конструкции и уровню подготовки) гоночной формулы «Русь». Здесь тоже определенные подвижки к лучшему: организаторы обещают более 20 машин на старте, существенный прирост по сравнению с прошлым годом. Национального в «Руси», прямо скажем, не так уж и много — шасси, за вычетом амортизаторов Sachs, шин Dunlop, тормозных дисков Brembo, колодок Ferodo и еще нескольких иностранных деталек. Рулевой механизм — полностью отечественная разработка. Мотор — 160-сильный Alfa Romeo, КПП — Hewland, сцепление — опять же Sachs. Сборная команда Европы. Однако автомобиль как таковой и разработали, и собирают наши инженеры на factory фирмы АККС в Москве. Для России он, пожалуй, то, что надо: оптимальное соотношение «цена-качество». А главное — «Русь» появилась на сцене очень вовремя. Формула — основа основ автоспорта и «вершина вершин», а у нас живет все как-то через пень-колоду, никакой стабильности.

Цена — причина, доконавшая класс Формулы-3. За национальными чемпионатами Формулы-3 пристально следят кадровые службы Формулы-1. Вчерашние чемпионы Формулы-3 нынче вовсю рассекают на Ferrari и Williams. Ральф Шумахер, например, попал в Jordan непосредственно из немецкой Формулы-3. И мы долго надеялись, что наша «трешка» вот-вот выйдет на такой же уровень. Но нет, это время придет еще нескоро: в последнем сезоне и по десяти машин на старте не собиралось, а в этом году, как выяснилось зимой, только «ЛУКойл Рейсинг» готова выставить машины Формулы-3. Поэтому российский чемпионат Формулы-3, к сожалению, упразднили. Машины от $100 тыс., доступные испанцам и британцам, все-таки дороговаты для страны, где экономика развивается в основном в сфере торговли газом, нефтью и валютой.

Качество — основная проблема Формулы-1600, ведущей свою историю со времен СССР. Десять лет назад здесь играла только продукция наших прибалтийских друзей — автомобили марки «Эстония», собранные в Таллине. Они постоянно ломались. Врожденный дефект трансмиссии плюс вазовский двигатель. Со временем разрешили иностранные шасси «второй свежести» и иностранные же моторы. В любых комбинациях. Сегодня здесь едут и «Даллары» образца середины 90-х, и древние «Опели-Лотус», и «Эстонии» тоже. Все это хозяйство не блистает надежностью и в конечном итоге влетает в копеечку — не так дорого, как Формула-3, но дороже, чем «Русь», создавая которую отталкивались прежде всего от приемлемых для гонщика расходов.

Вершину «кузовного» ряда — класс «Супертуризм» — создали в дни, когда расходы были другие. Хорошо заряженная «восьмерка», пусть даже с 16-клапанным мотором и оригинальным обвесом, обходилась тогда в $20 тысяч. Команды упорно конкурировали, стремясь превзойти друг друга в техническом аспекте, и результат не замедлил себя ждать. Сегодня достойный представитель «Супертуризма» стоит порядка $30–40 тыс. И это уже не «восьмерка», а «десятка», в которой почти ничего серийного не осталось. Даже кузовные панели, напоминающие о том, как выглядит обычная «десятка», норовят ставить облегченные, из ненормально тонкого железа. Трансмиссия, подвеска, тормоза, вся электрика и электроника — неродные. Уцелел только 16-клапанный мотор, из которого научились выжимать 220 «лошадей» (и это, по слухам, не предел). Грубо говоря, берут днище ВАЗ-2110 и на его базе строят автомобиль.

Сами понимаете, какая морока. Тут одними гонщиками и бригадой механиков не обойтись. Необходим небольшой производственный цех, лаборатории по настройке подвески и мотора, крайне желательна также аэродинамическая труба, а для всего этого — управленческий аппарат. Зато заезды «Супертуризма» — зрелище для гурманов. Рев несусветный, скорости бешеные, и совершенно непонятно, в какой момент у кого что сломается. Редкая птица долетает до середины дистанции.

Не случайно родился у нас в свое время класс «Туринг» с идеологией «почти серийного автомобиля». Оно как бы и для кошелька умеренно, и хлопот немного. Многие россияне до сих пор просто покупают готовые к старту машины, обычно отъездившие сезон-другой в чемпионате Германии. Несмотря на это, «Туринг» смотрится просто набором конфет на наших гоночных праздниках жизни: BMW, VW, Opel, Ford, Peugeot — кого мы только не видели! Скоро еще Alfa Romeo увидим — впервые на нашей арене. И «АвтоВАЗ» до кучи внедрил сюда «десятку». Как ни странно, иногда финиширует на очень недурных местах.

Другое достоинство «Туринга» — интернациональность технических требований. Аналогичные классы машин — стандартный 2-литровый мотор с гоночным чипом в «мозгах», спортивные тормоза и подвеска — есть во многих странах Европы. Это позволяет нам уже несколько лет проводить международные гонки. Не сказать, конечно, чтобы иностранцы армадами ехали на «Невское кольцо». Однако едут, иногда очень сильные — бывали у нас в гостях чемпионы Германии, Финляндии и Эстонии. А в этом году учреждена и, может быть, состоится двухэтапная серия со стартами в Питере и Латвии. Кроме того, несколько пилотов вышли из «Туринга» на настоящий международный уровень и радуют своими результатами немецких зрителей.

Тем гонщикам, кто не хочет обременять себя постройкой 220-сильной «десятки» или состязаться с BMW за рулем Citroen (ходовые качества машин «Туринга» все-таки сильно разнятся), предназначены моноклассы. Все автомобили одинаковые, и с ними не обязательно ковыряться по ночам, в свободное от работы время, перебирая КП или меняя тормозную жидкость. При желании заказчик может просто приехать на трассу в день старта: грамотно подготовленный автомобиль ему предоставит организатор моносерии.

В отличие от простонародного Кубка «Лады», моноклассы VW Polo и Honda Civic Type R ориентированы на пилотов, так сказать, состоятельных. Не обязательно, кстати, на пилотов. Хозяева «молодежного, для начинающих» Кубка Polo, обнаружив, что по итогам первого сезона тройку призеров составили опытные гонщики высочайшего класса, ввели запрет на участие профессионалов. Немецкий малыш стоит около $16 тыс., и это без учета обслуживания, ремонта и доставки на трассу. Тем не менее, в среде обеспеченных граждан уже нашлись такие, для кого гонки — важнее всего на свете. По-видимому, именно этих людей в конечном итоге вырастут будущие менеджеры и владельцы команд.

Дебютирующий в этом году Кубок Civic рассчитан на другую клиентуру. Имена участников еще не названы, но понятно, что среди них будет немало известных. Это и те, кто «вырос» из рамок 140-сильного Polo, и те, кому уровень доходов не позволяет дотянуться до заветного «Туринга». При всем этом Civic Type R — весьма серьезный автомобиль. Он на $7 тысяч дороже, но и на 60 л.с. мощнее, и в плане динамики не так уж много уступает «Турингу».

Все это гоночное изобилие по цене от 8 до 100 тысяч долларов сильно страдает из-за нехватки трасс. Возможностей трех имеющихся явно не хватает, и качество их далеко от идеала. А ведь еще у каждого участника кольцевого процесса свои капризы! Например, никто не любит стартовать после «Супертуризма» — дескать, «супера» заливают трассу маслом из взорвавшихся двигателей. Формула-"Русь" и Кубок Polo наотрез отказываются выступать на "Тольятти-Ринге" — не тот рынок, и челябинский тракт может всю душу вымотать. Подмосковная трасса на аэродроме в Мячково чурается принимать Кубок "Лады" и так далее. Календарь сезона превратился в форменный ребус, шутка ли — два десятка гоночных уик-эндов! Голова кругом — куда в первую очередь ехать, что смотреть? Но, черт возьми, это не может не радовать.

Фото Юрия ТЮРИНА

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии