Формат: Скутеретта

Формат: Скутеретта

Обе машины из Китая, от малоизвестного производителя Yin Xiang (по-русски читается «Шин Ксянг»).

YIN XIANG YX125-J, скутеретта, Китай

Скутеретта, как ей и положено быть, не маленькая, особенность этой модели – «осьмушечный» мотор, самый большой по кубатуре в модельном ряду производителя. Дело в том, что у родоначальника класса, великого хондовского Super Cab (которому, кстати, более 40 лет), рабочий объем двигателя составляет 90 смз. Свой же китайские умельцы «раздули» до 120 «кубиков». Аппарату никакой тюнинг не требуется – все, что можно, уже сделали на заводе. Под стать мотоциклетному и двухместное сиденье, его высота 820 мм – в самый раз для людей среднего и выше среднего роста.

YIN XIANG YX125-J, скутеретта, Китай

Обычно скутеретты и европейские, и японские выглядят «никакими», без тени экстравагантности, что подчеркивает их сугубо утилитарную сущность. Эта же, китайская, нарушение канонов стиля: ее внешность спортивно-вызывающая. Обращаю внимание, пластиковые накладки искусно, но всего лишь имитируют диагональную раму из алюминиевого сплава. Другое ее отличие от классических скутеретт – она не обвешана, как принято у других, «супермаркетовскими» корзинами. И оттого смотрится более модной. Это даже не намек, а прямой текст: машинку можно использовать не только для дела, как грузовичок, но и для души – покатушекѕ Однако модернизаторы сущности явно лишку хватили: все-таки что-то когда-то надо и перевезти. Однако ни на переднем щите, ни сзади багажную корзину не закрепишь, а емкость под седлом невелика – шлем в нее не вместится. Две открытые емкости у переднего щита настолько мелки, что ничего в них не положишь без боязни потерять, разве что прилепишь жеваную жвачку. Багажник тоже сугубо декоративный – на него кофр не установишь.

Замеры показали: длина от краев рукояток до кромки седла больше любого 50-кубового, и даже 125-кубового скутера. Руль, во всяком случае по мотоциклетным меркам, узковат – 640 мм, однако он широк по меркам скутерным: с ним в самый раз «прошивать» пробки в городе.

YIN XIANG YX125T-22, скутер, Китай

Передний щит по ширине (400 мм) соизмерим со среднестатистическим скутерным, он более-менее защитит ноги водителя от воды и грязи. Правда, пространства для ног здесь маловато – их приходится держать зафиксированными на подножках. Обрезиненные подножки, не складывающиеся, как у мотоциклов, крепятся к раме через резиновые подушки – вибрации от мотора не пройдут!

Защищенность двигателя и карбюратора от воды надежнаяѕ Кстати, исследуя машинку, чтобы оценить это свойство, обнаружил под облицовкой бензокран – он закреплен на карбюраторе. Думаю, ни владельцы, ни продавцы не подозревают о его существовании: чтобы его заметить, придется опуститься на коленки, наклонить голову к земле и заглянуть в нутро скутера спереди–снизу.

Амортизаторы (их два) – с «прогрессивной» пружиной. Но без регулировок, и, судя по ездовой части теста, гидравлики в них очень не хватает.

Передний тормоз дисковый, с 2-поршневой скобой. Диск по размеру больше, чем у скутера, но ведь и колесо не крошечное. Поездки показали, что он не аховский, но все же достаточно эффективный. Задний тормоз – барабанный, в действие приводится по-мотоциклетному, правой ногой. Тормоз немного вяловат и срабатывает только при значительном нажатии на педаль. Чтобы «подсмотреть» уровень «тормозухи» в бачке, сделано специальное окно в облицовке.

YIN XIANG YX125T-22, скутер, Китай

Шины – с универсальным протектором. Их малая ширина (2,75 дюйма) и невыразительность протектора не приносят достаточной уверенности при езде по песочку, а тем более по грязи. Однако в любом случае на таких неидеальных покрытиях на скутеретте чувствуешь себя увереннее, чем на скутере. Любителей тюнинга все-таки порадую: чтобы установить более «пухлую» шину, места в маятнике – навалом. Правда, она должна быть с посадочным диаметром 17-дюймов, а такие еще пойди найди.

Боковой упор оборудован датчиком положения: не сможешь запустить мотор, если упор не убран. Эту особенность я познал лишь после того, как долго и безрезультатно давил на кнопку электростартера и в конце-концов посадил аккумулятор «в ноль». Попутно оценил: его емкость мала – 4 А.чѕ Зато прекрасно запустил двигатель кикстартером.

Замок зажигания снабжен дополнительным защитным устройством с магнитным ключом. На приборке лаконичный спидометр со шкалой, размеченной до 160 км/ч. Три контрольные лампочки: включение дальнего света, две лампочки-«мигалки» раздельно дублируют вспышки правого и левого поворотников. На панели еще и указатель уровня топлива, а также индикатор включенной передачи.

Рассказ мой прежде всего о скутеретте, но раз уж присутствует другое действующее лицо, несколько слов и о нем.

Внешность скутера не назовешь авангардной, и вместе с тем подобного рода дизайн еще не примелькался. Невелик, его легко принять за «полтинник». Кстати говоря, если покупатель попросит, продавец нашлепнет на облицовку наклейку с обозначением модели, где вместо цифр «125» будет написано «50». Хитроѕ И все равно: врать – дурно. И вредно: когда-нибудь лгуна поймают на вранье.

Сиденье назвать двухместным, хоть оно на то претендует, трудно: его длина – всего 580 мм. Неудобно и другое: передняя часть заметно ниже, а чехол скользкий, и водитель при разгонах и торможениях невольно сдвигается взад и вперед. Высота седла – всего 770 мм, это понравится малорослым.

Внутри стандартная для скутера багажная емкость, в нее войдет открытый шлем. Багажник своеобразный – аэродинамичной формы. Он из алюминиевого сплава, на ощупь вроде бы прочный, однако надпись предостерегает: допустимая нагрузка – не более 5 кг. Закрепить на нем багаж не пытайтесь – здесь нет типичных для скутеров «пипочек», только отверстия под посадочные места кофра. Поднять скутер на подножку, удерживая за такой багажник, можно. И пассажиру за него удобно держаться.

Защита мотора и карбюратора от воды сделана толково: над колесом установлен подкрылок. Правда, фиг его знает, зачем в нем дыра-полукруг – будто его прогрызли крысы. Сначала подумал, что это дефект детали, но позже дошло, что прорезь проделана, чтобы просунуть в нее второй амортизатор, производитель планирует устанавливать задний дисковый тормоз, который потребует ввести в конструкцию правую часть маятника и второй амортизатор. В штатной комплектации он один. Амортизатор всего лишь с «прогрессивной» пружиной, без регулировок поджатияѕ Передний тормоз дисковый, с однопоршневой скобой, достаточно (но не более того) эффективный, задний – барабанный. Шины распространенного размера 130/70-12 с сугубо дорожным протектором: на таких на любом покрытии, кроме как на сухом асфальте, чувствуешь себя стремно.

На центральную подставку аппарат приподнять–установить легко. Боковой упор оборудован датчиком, блокирующим запуск мотора, если он не убран. Этот датчик (далее следует совет смекалистого: в инструкции по эксплуатации ничего подобного не прочитаешь) – единственное средство заглушить мотор в иных специфических ситуациях. Дело в том, что на скутере установлена система дистанционного запуска, и если завести двигатель с пульта, а затем вставить ключ в замок зажигания и повернуть его на «выкл.», то мотор не остановишь, и клавиши «стоп двигатель» на этом скутере тоже нет. Как вам такая загогулина, и что с нею делать? Правильно, оттопырить боковой упор.

Приборная панель включает в себя спидометр с из рук вон плохо читаемой шкалой (размеченной до 140 км/ч), указатель уровня топлива, три контрольные лампочки. Особенность приборки – цифровые часы, в одном из режимов настройки они превращаются в календарь (что, сами понимаете, жизненно важно для скутериста: как же ему прожить без календаря!). Обрамление панели – пластиком «типа под кевлар». Богато! Арабские эмиры рыдают в экстазе желания обладать этой роскошью!

Передний щит по ширине такой же (470 мм), как у большинства скутеров. Но есть особенность – вырезы для ног в передней части: они позволяют седоку за рулем менять позу как угодно, как удобно. Расстояние от краев рукояток до кромки седла – 440 мм, как у скутера-«полтинника». Руль шириной 640 мм – все как у нашей испытуемой скутеретты.

Когда же поехали, эмоции вызвала езда именно на скутеретте. Ее органы управления отличаются от «чисто» скутерных. На левой рукоятке руля рычажок управления пусковым обогатителем, но нет рычага тормоза, равно как и сцепления – оно ведь автоматическое, центробежное. В трансмиссии 4-ступенчатая коробка передач. Сцепление-автомат облегчает управление – можно не озадачиваться, какая «скорость» включена. А втыкаются они нажатием на рычаг вниз. Для тех, кто ездил на мотоциклах, это непривычно, ведь во всем мире вниз приводится в работу только первая, остальные – вверх. Особенность КП – она «круговая», то есть после 4-й передачи, если продолжать нажимать на рычаг, пойдет нейтраль, затем снова первая. Скажу вам, такая система удобна в городе, при частых остановках – не приходится на светофорах всякий раз «перещелкивать всю коробку».

Трогаться можно даже на 4-й, а на 2-й и 3-й и подавно. Проверено: если начинать движение с 3-й, то динамика чуть хуже, чем у 125-кубового «нормального» скутера, но если со 2-й – даже лучше. То есть новички могут себе позволить включать одну передачу (например, вторую) и только на ней нарезать круги-«восьмерки» по площадке – как на скутере с вариатором.

Довольно эффективно происходит торможение двигателем – как на мотоцикле. Это добавляет обратную связь с машинкой и делает процесс управления ручкой газа значительно более адекватным – ничего похожего ни один скутер не предоставляет. Этим достоинством при наличии автоматического сцепления машина обязана специальной обгонной муфте в составе мотора – она-то и обеспечивает торможение двигателем. (Если вам интересно знать, подобное устройство применяют на самых совершенных мотовездеходах.) Эта обгонная муфта придает мотору и еще одно небесполезное свойство, недостижимое для скутеров: аппарат можно завести «с толкача». Выглядит это так: включаешь 4-ю, и водитель, сидя в седле, ногами энергично отталкивается от земли. Поначалу колесо немного «упрямится», но затем мотор «подхватывает» твое намерение и тут же переходит на холостой ход (это отрубается обгонная муфта)ѕ Существует еще одна особенность «кубовского» мотора, о которой мало кто знает: нажимая на рычаг переключения, задействуется так называемый полуавтомат сцепления – механизм, выжимающий сцепление (водители «Яв» и «Ижей» модели «Юпитер» поймут, о чем речь). Так вот, этим свойством можно воспользоваться, если не хватает мощности мотора, например, при троганье на очень крутом подъеме, когда центробежный автомат «отнимает силы» у мотора, и тот не в состоянии выйти на режим высокой мощности – и аппарат глохнет. Так вот наша скутеретта в подобной ситуации, если вы подтыкнете первую передачу и не отпустите ногой рычаг, поднимет обороты мотора как при «ручном» сцеплении. А затем отпустите рычаг – и скутеретта тронется на повышенных оборотах. В этом еще одно ее преимущество перед скутерами: у тех автомат не обманешь.

Как у всех скутеретт (это один из признаков класса), привод заднего колеса – цепью. А она закрыта металлическим кожухом. Эта особенность – раздражитель для владельцев. Ведь цепь требует регулировок, чисток и ухода (кожух, разумеется, негерметичный) и периодических замен. Заодно скажу, что и крышка смотрового лючка какая-то «дубовая», так что ее приходится отковыривать отверткой, невольно царапая кожух. А жалко

Теперь о перевозке пассажиров – ведь обе машины фактически 125-кубовые и должны быть рассчитаны на транспортирование «второго номера». На скутеретте просторное сиденье, для ног пассажира удобные откидные подножки. Но держаться ему практически не за что. Да, между багажником и облицовками устроены карманы, видимо, для того и предназначенные, но втиснуться в них могут разве что тонкие пальцы скрипача-подростка. Не все же мы скрипачи и подростки. А всякий раз приклеивать зад пассажира к сиденью – клея не напасешься.

На обоих аппаратах провели тест на их устойчивость при езде водителя «без рук». Держатся исключительно! Тот и другой адекватны в виражах, хотя и немного по-разному. Максимальная скорость (измерял по GPS) составила 74 км/ч у скутера и 78,4 км/ч у скутеретты. Давайте учтем, что машинки новые, не обкатанные, так что не усомнюсь в информации производителей: позже максималка может возрасти до, соответственно, 75 и 80 км/ч – столько указано в паспортах этих транспортных средств. У скутеретты, обратите внимание, она выше, лучше динамика разгона и экономичность (по паспорту – менее 2,1 л/100 км). Другое дело, особо ликовать по поводу этих показателей не приходится: у допотопного двухтактного «Минска» с таким же по объему движком мощность – более 10 л.с., скорость – выше 100 км/ч

И вдруг размеренное движение и затяжные (и довольно нудные) замеры прервались незапланированным краш-тестом: одна из участниц испытаний после неудачного маневра на скорости 15–20 км/ч вошла в непосредственный контакт сначала с асфальтом, а потом с бордюрным камнем. Для обеих – девчушки и машинки – он не прошел бесследно: у одной стерты до крови отдельные части тела, у другой – «восьмерка» на заднем колесе. Поскольку колеса у скутеретты литые, возник вопрос: что делать дальше? В ход пустили толстый деревянный брусок. За 10 минут удалось «восьмерку» вывести в ноль. Из чего следует: литые по-китайски колеса скутеретты довольно слабенькие. Вывод: не злоупотребляйте перевозкой тяжестей, не частите с ударными нагрузками – худо будет.

Катались, пока ночь не накрыла дороги. И тогда оценили еще один параметр – мощность светового потока фар. У скутеретты она светит отлично! Что немудрено: две фары с лампами по 35 Вт горят одновременно. У скутера же фара одна, с лампой мощность в те же 35 Вт, и света дает мало. Очень мало! Зато можно себя успокоить, уговорив, что 7 ампер-часов аккумулятора хватит надолго. Чего не скажешь о 4-амперной батарее скутеретты: надолго включенной фару при неработающем моторе оставлять опасно – АКБ «сдохнет» скоро.

Лично у меня сопоставление скутеретты и скутера вызвало сравнение с фототехникой. Скутер – все равно что фотоаппарат-«мыльница»: удобен, но со множеством «недоѕ». Скутеретта куда лучше – это абсолютно удобная штука в рамках означенного для нее формата утилитарности. А этот формат далек от простоты.

Подпишитесь на «За рулем» в