Выбор расчетливого

Выбор расчетливого

ГРАНИЦЫ КЛАССА. Может, тот, кто уже хватил адреналинового коктейля на 800-кубовом ATV, с таким утверждением не согласится, но, тем не менее – и не спорьте: 500-кубового мотора для мотовездехода – это много. Достаточно много.

УТИЛИТАРНЫЕ МОТОВЕЗДЕХОДЫ КЛАССА 400–500 см3

В слове «достаточно» – вся соль. 500- и даже 400-кубовый двигатели обладают таким моментом, что вытащат 4-колесную телегу из любых дебрей, а чтобы прохватить по «пампасам», тоже мощи хватит. Вместе с тем, время осушения бензобака пойдет не столь ударными темпами, как у 2-цилиндровых машин.

Слово «утилитарный» в определении класса означает, что машина не только приспособлена для передвижения по самому тяжелому бездорожью – она способна еще и тянуть по этому бездорожью приличный груз да плюс тащить поклажу на своих заполненных до краев багажниках. Но заключенная в двигателе мощь вынуждает сместить акценты, так что по отношению к таким четырехколесникам термин «спортивно-утилитарный» также вполне оправдан.

Если создавать усредненный образ героя нашего обзора, то получится вот что. Крепко сбитый аппарат с одноцилиндровым 4-тактным двигателем. Трансмиссия – с приводом на все колеса карданными валами, вариатором, наделенным свойством тормозить двигателем, понижающей передачей и передачей заднего хода. Тормоза – дисковые. Независимая передняя подвеска выполнена на поперечных А-образных рычагах. Разве что в отношении задней подвески пока нет стандарта. Кто-то из производителей по-прежнему отдает предпочтение зависимой подвеске – она более живуча. Однако все активнее внедряются в конструкции независимые подвески, лучше приспособленные для неровного рельефа местности, как следствие – они наделяют аппарат высокой проходимостью, а для водителя создают лучший комфорт.

ВПЕРЕД, МУСТАНГИ! Наиболее популярны ATV в США, и, как разумеющаяся реакция на этот спрос, – американские компании предлагают широкий выбор мотовездеходов средней кубатуры. Arctic Cat для своей модели 500 4x4 Auto выбрала двигатель Suzuki – агрегат жидкостного охлаждения с 4-клапанной головкой цилиндра и карбюратором. У машины независимая подвеска всех колес, электрический переключатель режимов трансмиссии, блокируемый дифференциал. Версия 500 4x4 Auto LE оснащена еще и защитными бамперами спереди и сзади, лебедкой, литыми колесами. Компания выпускает также две модели на удлиненной базе: двухместный вариант 500 4x4 Auto TRV и модификацию 500 4x4 Auto TBX с самосвальным кузовом грузоподъемностью 136 кг.

УТИЛИТАРНЫЕ МОТОВЕЗДЕХОДЫ КЛАССА 400–500 см3

Канадская компания Bombardier Recreanational Product (BRP) предлагает на российском рынке мотовездеход Can-Am Outlander 400 H.O. У этой машины – карбюраторный двигатель жидкостного охлаждения, независимая подвеска всех колес, автоматическая блокировка дифференциала. Рама системы SST защищает все агрегаты от ударов снизу.

Модификация Can-Am Outlander 400 H.O. ХТ (всего-то плюс две буковки в обозначении) оснащена лебедкой, шинами с более развитыми грунтозацепами, защитой для рук на руле и бамперами спереди и сзади. На удлиненной базе выпускается двухместный Can-Am Outlander Мах 400 H.O., и его также можно приобрести в версии ХТ. Бонус этого варианта – система CRS, позволяющая быстро заменить пассажирское сиденье опрокидываемым кузовом.

Разнообразные модели средней кубатуры предлагает и американский концерн Polaris Industries. У базовой модели Polaris Sportsman 500 EFI двигатель жидкостного охлаждения, оснащенный впрыском топлива – он обеспечивает экономичность расходования бензина и уверенный запуск при любых минусовых температурах. Подвески всех колес – независимые, причем передняя – редко применяемого на ATV типа «Мак-Ферсон». Система Lock & Ride – быстрый монтаж навесного оборудования. На удлиненной базе разработан двухместный вариант Polaris X2 500 EFI, причем трансформируемое сиденье позволяет за 30 секунд превратить вездеход в одноместный – открывается дополнительная багажная площадка. Интересное в ценовом отношении предложение – одноместная модель Polaris Sportsman 450: в ней менее мощный мотор с карбюратором Keihin, вот за счет этого и удалось изрядно снизить цену машины. И совсем уж уникальный вариант – шестиколесный Polaris Sportsman 500 6x6: он оборудован самосвальным кузовом грузоподъемностью 365 кг. Для этой машины можно докупить быстросъемную кабину-тент, лебедку и траки-«калоши», надеваемые на задние колеса гусеницы.

ЯПОНО-АМЕРИКАНЦЫ. «Производить там, где продаешь» – таким принципом уже много лет с успехом руководствуются японские концерны. Так что мотовездеходы японских марок – это тоже продукция, сделанная руками американских рабочих.

УТИЛИТАРНЫЕ МОТОВЕЗДЕХОДЫ КЛАССА 400–500 см3

Уникальные технические устройства на ATV марки Honda. Конструкторы концерна создали силовой агрегат с вертикально расположенным цилиндром, а для снижения его высоты применили распределительный механизм системы OHV с двухклапанной головкой цилиндра. Еще одна отличительная черта аппарата – коленвал его двигателя расположен продольно по оси машины. Но самая необычная особенность – гидростатическая трансмиссия Hondamatic. Система TraxLok позволяет подключать привод передних колес с помощью переключателя на руле. В то же время инженеры упорно сохраняют консервативную конструкцию задней части мотовездехода – с зависимой подвеской (продольный маятник и неразрезная ось) и барабанными тормозами. По такой схеме выполнены Honda TRX500FA Foreman Rubicon и Honda TRX400FA Rancher AT. Модель Honda TRX420FE Rancher отличается 5-ступенчатой коробкой передач, причем переключение проводится с помощью кнопок на руле. Кроме того, на квадре применен самый современный двигатель жидкостного охлаждения, оборудованный впрыском топлива.

Представитель консервативной конструкторской школы – и мотовездеход Suzuki LT-A500F Vinson: в нем карбюраторный двигатель жидкостного охлаждения, зависимая задняя подвеска. Еще проще (и дешевле) модель Suzuki LT-A400F Eiger, она оборудована мотором воздушно-масляного охлаждения. Но на смену этим ветеранам уже идет современная модель Suzuki LT-A450X KingQuad, оснащенная впрыском топлива и независимой подвеской всех колес.

Классический современный мотовездеход – Yamaha YFM450FWA Grizzly. Четырехколесник оборудован двигателем жидкостного охлаждения, автоматической трансмиссией Ultramatic с возможностью торможения двигателем, независимыми подвесками и дисковыми тормозами всех колес.

ВОСТОЧНЫЕ ЛАСТОЧКИ. Для большинства компаний Китая (материкового и острова Тайвань) 500-кубовые ATV пока слишком велики и дороги в производстве. Но первые «тяжелые» ласточки уже прилетели! Тайваньская Kwang Yang Motor предлагает мотовездеход Kymco MXU500. Он мало чем уступает изделиям признанных брендов: современный двигатель жидкостного охлаждения, автоматическая трансмиссия, дисковые тормоза. Впрочем, и цена не слишком отличается от тех, что в прайсах японских и американских компаний.

УТИЛИТАРНЫЕ МОТОВЕЗДЕХОДЫ КЛАССА 400–500 см3

Куда привлекательнее (опять-таки, в ценовом отношении) воспринимается продукция заводов КНР. Самый дешевый из их мотовездеходов – Jianshe JS400ATV Mountain Lion. Впрочем, дешевизна дается не «за так»: у машины двигатель воздушного охлаждения с 2-клапанной головкой цилиндра, 5-ступенчатая коробка передач с реверсом и автоматическим сцеплением, зависимая подвеска задних колес.

Гораздо более современна по конструкции машина китайской компании CF Moto: в ней двигатель жидкостного охлаждения, автоматическая трансмиссия, независимые подвески всех колес. На нашем рынке ее продают сразу под двумя отечественными брендами. Калининградская компания «Балтмоторс» предлагает не только базовый вариант BM ATV500, но и двухместную версию на удлиненной базе BM ATV500 Max. В исполнении ижевской фирмы Forsage эти версии несут названия Forsage CF500 и Forsage CF500A – для них разработан оригинальный «гриль» в стиле автомобилей Jeep.

Подпишитесь на «За рулем» в