Желаете породистого, сэр?

ЖЕЛАЕТЕ ПОРОДИСТОГО, СЭР?

]

NORTON COMMANDO, «ПРАВИЛЬНЫЙ» БРИТАНЕЦ

фото из архива редакции

Существуют стереотипы, которые вбиваются в подкорку с детства и навсегда. Например, французы — легкомысленны. И хоть наизнанку вывернись, доказывая, что во всем мире сия нация считается символом здравомыслия и расчетливости — не докажешь. Аля-улю, шерше ля фам, «мусью изволит просить пардону» — все, стереотип окаменел навеки!

Это я к чему? Да к тому, что подобные квази-нормы живучи и в мотоциклетном мире. Японский мотоцикл — непременно 4-цилиндровый. И хоть заполони весь мир «японцами» 1-цилиндровыми и всяких прочих схем — нет же, верим только в рядную «четверку„… „Америкос“ — этот с V-твином. А „британец“ — „твин“ рядный. И поди попробуй перешиби репутацию! Джон Блур, хозяин Triumph — уж как божился в свое время, что ретро-старья выпускать не будет. И где его принципы? Вон, полюбуйтесь — целая линейка старомодных „двоек“ Triumph. И то сказать: о каких принципах вы тут лопочите, когда разговор заходит о деньгах? А публика, как заслышит о британском „твине“, так сразу пускает слюну и судорожно расстегивает кошелек…

А ведь какова история «англичан» — блистательна на зависть! Одно перечисление марок — музыка для понимающего: Triumph, BSA, Royal-Enfield, Ariel, Matchless… И, конечно, Norton. Tak уж сложилось — именно под этой маркой родился последний «правильный» британский «твин» — голосистый, грубоватый и неотразимо харизматичный.

Парадоксальное существует суждение: дети, выросшие в счастливых семьях, хуже приспособлены к жизни, чем «дворняги», — изнежены, избалованы… Если рассуждать так, то новый Norton родился в нужное время, в нужном месте. Потому что материнская компания никак не походила на благополучную семью: чуть ли не каждый год она меняла статус, владельцев, имя… Вторая половина 60-х — трудное время для английского мотопрома. Вежливые, но настырные пришельцы с Востока неистребимо надежными мотиками потеснили «британцев» на всех рынках. Прямо скажем: малые и средние кубатуры англичане позорно «сдали». А вот в больших еще были готовы дать бой. «Секретным оружием» и стал Norton Commando.

Его «крестный отец» — Денис Пур, глава концерна Manganese Bronze Holding, тогдашнего владельца марки Norton. A непосредственно «в зачатии» участвовали конструкторы Бернард Хупер (в начале 60-х он прославился созданием чемпионского кроссового мотора Villiers Starmaker) и Роберт Тригг. Будь их воля, они спроектировали бы новинку «с чистого листа». Но скромный бюджет не дал им такого шанса. Пришлось взять за основу 750-кубовую «двойку» Norton Atlas, корни которой уходят аж в 40-е годы. Хороший был мотор — мощный и тяговитый, вот только не в меру мучил седоков отчаянными вибрациями во всем диапазоне оборотов. Прекратить тряску взялись Хупер с Триггом.

Если домашняя кошка бедокурит, есть два способа ее приструнить: выгнать на улицу к чертям собачьим или… посадить ее в клетку. Конструкторы избрали второй способ. Разработанная ими система получила название Isolastic: двигатель, коробка передач, выпускная система, маятник задней подвески — все это крепилось на специальном подрамнике, изолированном от основной рамы сайлент-блоками. У схемы сразу же выявилась куча недостатков: управляемость — хуже, чем у классической жесткой рамы типа Norton Featherbird, k тому же все эти втулки приходилось достаточно часто инспектировать и регулировать — каждые 8000 км. Зато никаких вибраций, по крайней мере, в крейсерских режимах.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии