Алюминий — чтобы летать

АЛЮМИНИЙ — ЧТОБЫ ЛЕТАТЬ

фото

YAMAHA

НОВАЯ СЕРИЯ «КРОССАЧЕЙ» YAMAHA

Теснят природоохранители мотоциклетную братию, ох, теснят! Под напором «зеленых» заправилы мотоспорта послушно сделали «под козырек» и дружно переводят моторы всех классов техники «на четыре такта». И надо сказать, что в этом отношении устремления борцов за природу и чиновников совпали с симпатиями широкой публики. «А эти тут причем?» — спросите вы. А притом, что для ушей публики четыре такта звучат куда как благороднее, чем два такта «визжалок». Смотрите: с 1997 года, когда началось активное вытеснение «двухтактников», рынок кроссовых мотоциклов в США вырос вдвое!

Думаете, развитие спортивных «двухтактников» на том и загнулось? Черта с два! «Против течения» поплыла Yamaha — та самая, что в 97-м и начала 4-тактную революцию моделью YZ400F. A в грядущем 2005 году она выводит на рынок семейство совершенно новых 2-тактных «кроссачей». Ох, виден след раздвоенного копыта: и нашим, и вашим, получается. Ведь от развития 4-тактных машин концерн отнюдь не отказывается! Фукуда-сан, объяснитесь!

— Рынок потребовал, — потупив глаза, отвечал на пресс-конференции, посвященной представлению моделей, Такаёши Фукуда, руководитель проекта. — Очень уж мотокроссмены любят прыгать, а для этого им нужны и мотор со «взрывной» характеристикой, которой отличаются «двухтактники», и максимально облегченный мотоцикл.

А 2-тактный двигатель заведомо легче 4-тактного. А если еще и постараться… Я вот о каких стараниях. Мы разработали для 125-кубовой модификации практически новый мотор. Начали с того, что укоротили шатун — и потянулась цепочка: укороченный цилиндр, облегченный поршень, коленвал со щеками меньшего диаметра, реконструировали картер, облегчили шестерни моторной передачи, да и поставщики комплектующих расстарались, скажем, ухитрились соорудить очень легкое магнето… В итоге силовой агрегат весит на 1700 граммов легче прошлогоднего, а ведь в нем 6-ступенчатая коробка передач вместо прежней 5-ступенчатой.

— А рама! — продолжает Фукуда. — Приглядитесь, она алюминиевая! Хотя и сохраняет традиционную для стальных рам конфигурацию: замкнутый полудуплекс, раздвоенный в нижней части. Но легче стальной на 1800 г.

Рама из алюминиевого сплава? И она — чтобы прыгать? Ведь этот металл хрупок! Не развалится ли «хребет»? Трубы выглядят такими субтильными… Конечно, и у «кроссачей» Honda тоже алюминиевые рамы. Но вон какие мощные «диагонали»! 

— Ну мы же знаем, что делаем, — успокаивает Такехиса Кацура, один из ведущих разработчиков проекта. — Не извольте сомневаться — оцените: рама состоит из 13 деталей, и все они изготовлены разными способами, из сплавов разных марок. Да, у стальной рамы несомненное преимущество: сталь пружинит, что особенно ценно при приземлении мотоцикла после прыжка — это вы правильно подметили. Но мы постарались и алюминиевые сплавы подобрать таким образом, чтобы получить узел одновременно жесткий и «податливый». Например, нижние элементы рамы изготовлены экструзионным методом, что придает металлу очень высокую прочность и жесткость. Но верхний элемент — кованый, а ковкие сплавы алюминия как раз и обладают необходимой «податливостью». Так что не рассыплется, не бойтесь…

— А вообще-то у нас богатейший опыт по этой части, — продолжает Кацура. — Еще в 1987 году мы впервые опробовали алюминиевую раму для уникального 500-кубового «кроссача», предназначенного для выступлений в чемпионате мира. Вот уже 13 лет делаем такие рамы для машин, на которых наши спортсмены выступают в японском чемпионате по мотокроссу. Теперь решились предложить «крылатый металл» и для серийной техники. «Кроссачи» должны летать!

Не поспоришь… Остается добавить, что алюминиевой рамой обзавелась не только 125-кубовая модификация, но и 250-кубовая — ее двигатель остался таким же, как и на прошлогодней модели. И новый алюминиевый маятник задней подвески легче прежнего на 500 г. И передняя вилка теперь — двухкамерного типа: жидкость отделена от воздуха, что предотвращает ее вспенивание и потерю амортизационных характеристик.

Простите, Фукуда-сан, вы хотите еще что-то сказать? «По правде говоря, я считаю, что „кроссачи“ — это мотоциклы в своем предельном выражении. В стремлении к максимальным скоростям — свои прелести, но настоящая „мотоциклетная“ езда — это по кроссовой трассе. В конце концов, мотокросс — единственный в мотоспорте предлагает условия, в которых машина движется не в двух, а трех измерениях! Утолить жажду полета — вот что руководило нами при разработке новой серии YZ. Насколько это удалось, надеюсь, вы оцените».

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Читать комментарии

Самые новые