Сохранив лицо и дух

СОХРАНИВ ЛИЦО И ДУХ

фото

Наталии ДОЛГОЙ

ТАКИМИ МОГЛИ БЫ БЫТЬ ЧЕШСКИЕ МОТОЦИКЛЫ

Хозяин аппарата, Александр Монахов из Ялты, примирил парней. Да, когда-то это была обычная Jawa-638. Монахов ее осовременил. Внешне это по-прежнему Jawa, однако же по части технической… В ней узлы и детали от разгромленных Yamaha FZR400 и Kawasaki KR250.

Kak ни хороша передняя вилка Jawa-638, нынешние японские несравненно лучше. Они жестче на скручивание, да и гидравлика совершеннее. Та, что была на Kawasaki, прекрасно сохранилась и подошла к Jawa по всем размерам. Вместе с вилкой пришли переднее колесо и почти весь тормозной механизм. «Почти» потому, что тормозные диски оказались покоробленными, и их пришлось делать заново. А вот переднее крыло от Yamaha лучше гармонирует с обликом Jawa.

После замены вилки оставлять нетронутой заднюю подвеску было просто неприлично: слабый маятник сводил на нет все преимущества передка. Сюда с минимальными доработками встал маятник Yamaha вместе с моноамортизатором. Для крепления амортизатора пришлось немного переделать раму возле воздушного фильтра. Чтобы втиснуть маятник в посадочное место рамы, сделал его чуть уже. После этого штатные японские подшипники на своих местах уже не помещались, прекрасно подошли игольчатые подшипники от шкворней «Волги». Заднее колесо, как и переднее, — от Kawasaki вместе с тормозным механизмом. После замены подвески мотоцикл стал намного лучше «держать» дорогу, увереннее проходить повороты, да и комфорта прибавилось. Дисковые тормоза даже не хочется сравнивать со штатными барабанными.

Цепь у Jawa, в отличие от Kawasaki и Yamaha, расположена справа. Поэтому колесо Александр перевернул, а для тормозного суппорта приварил новые кронштейны. Цепь на чешских мотоциклах слишком слабая и недолговечная, такую сейчас и на 125-кубовых аппаратах не встретишь. Ее заменила более мощная, с шагом 15,875 мм (как у «Ижа»), в комплекте с самодельными звездочками. Но все это мелочи по сравнению с тем, что Александр сотворил с двигателем.

В первую очередь соорудил систему жидкостного охлаждения. Чтобы его организовать, Александр удалил у цилиндров ребра, кроме нижнего и верхнего, обернул оставшиеся листом дюраля толщиной полтора миллиметра и проварил аргоновой сваркой. У головок срезал вертикальные ребра. Основания накрыл сверху крышками, сваренными из листового дюраля. Между ними — там, где расположены шпильки крепления, приварил дистанционные втулки. А затем обварил стык этих «бутербродов». Чтобы охлаждающая жидкость циркулировала между цилиндрами и головками, в разъеме между ними проделал по два отверстия диаметром 15 мм. В них вставил втулки и уплотнил стык резиновыми шайбами.

Очень заманчиво было установить помпу от Kawasaki, но ее корпус устроен так, что приспособить к Jawa оказалось невозможно. Подошел насос от... стиральной машины. А уже в него установил надежные подшипники и сальники от японского узла. На левой крышке двигателя Александр наплавил аргоновой сваркой площадку для помпы, а чтобы ее вал был расположен соосно коленвалу, на координатно-расточном станке выставил картер по оси отверстий под коренные подшипники, прикрутил крышку и расточил в ней отверстие для насоса. Лопатка вала помпы входит в паз на специально изготовленной гайке, крепящей звездочку моторной передачи.

Радиатор, термостат, датчики температуры и включения вентилятора подошли от Yamaha. Заливная горловина системы охлаждения на «японце» установлена отдельно и соединена с системой шлангом. На Jawa скомпоновать такую конструкцию сложно, да и пользоваться ей было бы несподручно, поэтому Александр приделал горловину к радиатору. Вентилятор взял от печки какого-то французского автомобиля.

Современный 2-тактный мотоцикл должен быть оборудован раздельной смазкой — отдай и не греши. Тут как нельзя лучше подошел масляный насос от Kawasaki — он тоже рассчитан на работу с двумя цилиндрами. Чтобы установить его на правую крышку, проделал те же работы, что и при установке помпы. Правая крышка, в отличие от левой, крепится к картеру без направляющих втулок. Случись, понадобится снять ее для обслуживания генератора или замены ведущей звездочки, после установки на место соосность валов насоса и коленвала могла бы нарушиться. Чтобы насос не сломался от случайного перекоса, врезал направляющие и для этой крышки.

Баком для масла стал левый бардачок: нарастил его внутренний карман до верха и герметично обварил. Внутрь установил поплавок, который при снижении уровня масла зажигает лампочку на панели приборов. Врезал и смотровое окошко — на всякий случай. Масло, перед тем как попасть в насос, фильтруется через сетчатый, бывший когда-то бензиновым, фильтр.

Когда занимался цилиндрами, решил заодно немного «взбодрить» мотор. Расширил выпускные окна до 40 мм (больше нельзя — кольца могут сломаться) и поднял их верхнюю кромку на 4,5 мм. Немного увеличил и впускные окна. Продувочные приподнял на 2,5 мм. В продувочных окнах поршней срезал нижние перемычки. Чтобы мотор после этих переделок хорошо работал на низких оборотах, нужны лепестковые клапаны. Александру по случаю достался огромный восьмилепестковый клапан от японской кроссовой «пятисотки». Он распилил его пополам — получились две детали, подходящего для Jawa размера. Чтобы они работали в полную силу, выпилил со стороны впуска окна в поршнях.

Установил пару карбюраторов от Kawasaki KR250, лишь немного подкорректировав пропускные сечения жиклеров. Привод обогатителей обоих карбюраторов вывел на панель приборов. У штатной коробки воздушного фильтра срезал верх и подогнал под размеры фильтрующего элемента от автомобиля Volkswagen.

Kak подступиться к расчету и изготовлению глушителей? Выручил случай. Зашел в мотомагазин и не поверил глазам: на прилавке лежали тюнинговые глушители специально для Jawa. Их и установил на аккуратных кронштейнах от какой-то Honda.

Привод сцепления — гидравлический, рабочий цилиндр смастерил из «ижевского» суппорта переднего тормоза. Лишнее спилил, приварил проушины. В качестве главного цилиндра использовал тормозную машинку от кроссового мотоцикла. Срезал кронштейн крепления, развернул его на 180 градусов и приварил. Рычаг сцепления теперь очень мягкий, и, главное, нет требующего обслуживания троса.

При переделке бензобака старался сохранить его внешний вид. Вакуумный краник «поселился» на кронштейне, приваренном внизу бака. То, что в нем нет режима «резерв», — не беда: на панели приборов есть указатель уровня топлива. А в днище бака установил поплавковый уровнемер. Снаружи заметишь лишь одно «неявское» — установленную заподлицо хромированную крышку бака от «японца».

И «под занавес» работ самодельщик заменил единственную деталь, которая совсем не нравилась в чешском мотоцикле — рычаг переключения передач, служащий еще и кикстартером. Необычное «совместительство», но не слишком удобное при езде. Теперь силовой агрегат оснащен стандартным набором из двух рычагов. Валы, на которых они сидят, самодельные.

Штатный спидометр Jawa «любит приврать», а механическому приводу штатного тахометра, когда установил помпу, места не нашлось. Вместо них в корпусах от приборов ВАЗ-2106 установил приборы от автомобиля Mitsubishi. Автомобильный спидометр забраковал — его привод с иным, отличающимся от мотоциклетного передаточным отношением, а указывает скорость велокомпьютер, установленный рядом с указателями температуры и уровня топлива. Его показания гораздо точнее. Электронный тахометр дает правильные показания потому, что работает с переделанной системой зажигания. Она состоит из датчика Холла, коммутатора от ВАЗ-2108 и двухискровой катушки зажигания от «Волги». Искра проскакивает с той же частотой, что и в 4-цилиндровом 4-тактном автомобильном двигателе. Чтобы облагородить неказистые вазовские корпуса приборов, самодельщик обернул их листом от фотоглянцевателя, а снизу закрыл хромированными крышками.

Александру удалось сохранить особенность внешности Jawa. Если что и менял, то придерживался канонов дизайна чехословацкой техники. Фару взял от дорожного CZ последних модификаций. Руль закрепил на «ижевских» кронштейнах. Автомобильные сигналы отполировал. Указатели поворотов от — «Иж-ПС». Все круглое и блестящее.

…Многие гости мотослета в Малоярославце, приехавшие издалека, лишь появившись здесь, сразу начинали готовить мотоциклы в обратный путь: подтягивали крепеж, меняли прогоревшие в дороге поршни… Jawa ялтинца Александра Монахова прошла более 1500 километров без неисправностей. Единственное, что нужно было сделать перед дорогой домой, — смахнуть дорожную пыль.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии