На одном колесе, и не только

НА ОДНОМ КОЛЕСЕ, И НЕ ТОЛЬКО

]

фото автора и 

Никиты СТЕПАНОВА (С.-Петербург)

ЧТО ТАКОЕ СТАНТ-РАЙДИНГ

КАК ЭТО ВЫГЛЯДИТ

Первый в России показ возможностей нового спорта, в котором принимали участие мировые «звезды», прошел в С.-Петербурге на Stunt-Riding Day, организованном городской федерацией стант-райдинга.

Чемпион Чехии Петер Козак ездил на старенькой Jawa-50 не только задом наперед, но и задним ходом, заводя мопед с толкача в обратную сторону. Действующий чемпион мира немец Кристиан Пфайфер на триальном Gas-Gas вспрыгнул на 1,5-метровую сцену, перелетел (без какого-либо трамплина) через восьмерых добровольцев, ездил без переднего колеса и вилки. Апофеоз его программы — новое упражнение: «стоппи» с поворотом на 180 градусов, езда назад и разворот на 180 градусов. И все одним махом!

Венгр Мокуш на стареньком мопеде вытворял совершенно немыслимое. Очень забавно смотрелись трюки с допотопной Pannonia — она ездила по площадке сама по себе. Маленький и шустрый венгр и обгонял ее и, как волк в «Ну, погоди», убегал от преследующего мотоцикла. И даже запрыгивал на ходу в седло с едущего рядом скутера.

Самое удивительное, что подобный трюк, но уже с «боевым» спортбайком Honda, он проделал по дороге на стадион. Выглядело это так: на городской площади, где не очень много машин, сел на мотоцикл боком, а затем и вовсе спрыгнул с него. Красный новенький байк на скорости около 15 км/час поехал сам по себе. Все водители остолбенели! Мокуш взмахнул руками, будто спохватился, и, мелко семеня, пустился вдогонку «беглецу». Вначале казалось, не догонит, и мотоцикл врежется в стоявший по курсу автобус. Но расстояние между беглецом и спортсменом стало сокращаться, юркий венгр легко вскочил в седло и в последнюю секунду затормозил. Все облегченно вздохнули…

Однако все это — приятная глазу «работа на публику». А что такое стант-райдинг как спорт?

РЕГЛАМЕНТ

ервый чемпионат Европы прошел в 1997 году, чемпионат мира — годом позже. Согласно правилам чемпионатов, рабочий объем двигателя должен быть более 550 смз. Спортсмены соревнуются главным образом на японских спортбайках, но иногда на Ducati, Triumph, Buell, KTM. Вне конкурса — на более слабых аппаратах с 2-тактными моторами: MZ 250, Jawa 350 и даже «полтинниках» — мопедах и скутерах.

Программа чемпионата включает квалификацию с произвольной 3-минутной программой, демонстрацию базовых упражнений (basic skills). Лучшие «наездники» попадают в финал, где стартуют в порядке, обратном занятым местам. В финале следует 8-минутная произвольная программа, ее оценивают по критериям: специальные навыки вождения, количество выполненных элементов, чистота и скорость их исполнения, зрелищность, новизна элементов.

БАЗОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Езда на заднем колесе — «вили» (англ. wheely от wheel — колесо) — основное упражнение. Существует более 20 вариантов, из них основные: езда с удерживанием руля одной рукой и вообще «без рук»; по кругу; сидя на баке; «высокий стул» — когда ноги переброшены поверх руля и свешены перед передним щитком; с ногами, отведенными в стороны; стоя на седле с вытянутой ногой назад. Иные ездят с мешком на голове.

Второе базовое упражнение — «стоппи», езда на переднем колесе (от англ. stop — останавливаться) после резкого торможения. «Стоппи» сложнее «вили»: мотоцикл проезжает ограниченное расстояние, теряя скорость, в то время как на заднем колесе опытный стант-райдер способен двигаться столько, сколько захочет. Дальность проезда на переднем колесе сама по себе может стать предметом зачета в Книгу рекордов Гиннесса (сегодня действующее достижение — 162 метра). Усложняющие «стоппи» вариации: «высокий стул»; с ногами, отведенными в стороны; держась за руль одной рукой и «без рук». Одно из самых сложных исполнений «стоппи» — разворот на 180 градусов.

Базовым упражнением считается также «донатс» (от англ. donut — круг) — движение по кругу с буксующим задним колесом. На соревнованиях «чертят круги» не где придется, а вокруг установленного маркера. Чем быстрее продвижение заднего колеса по кругу, тем, считается, выше класс исполнителя.

В произвольной программе при выполнении «донатса» существует множество усложняющих приемов, например, стоя на одной ноге сбоку мотоцикла, освободив руку или ногу. «Отжиг резины» (burnout) повышает зрелищность: все окутано дымом, иногда каскадер умышленно доводит его до апофеоза — взрыва покрышки.

Наиболее разнообразна акробатическая езда, по сути сводящаяся к балансировке во время движения, стоя, сидя или лежа на различных частях мотоцикла. Чем меньше площадь контакта тела с мотоциклом, тем круче. Существует около двух десятков упражнений, их количество продолжает расти. Наиболее известны: «крест» — каскадер стоит двумя ногами на баке или седле с вытянутыми в стороны руками, «элеватор» — запрыгивание на ходу с подножек на бензобак, «прыжок смерти» — перескакивания с задней части мотоцикла на бензобак, «серфинг» — стоя боком на движущемся мотоцикле одной ногой — на баке, другой — на седле. Требует превосходной координации движений езда «задом наперед», а также с перекрещенными руками: левая держит правую рукоятку руля, а правая рука — левую.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии