Бюргер-эндуро

БЮРГЕР-ЭНДУРО

фото

Пола БАРШОНА

и 

Фридмана КИРНА

YAMAHA XT660X/XT660R

, мотард/эндуро

Год выпуска

2004

| Двигатель 660 

смз

| Мощность

48 л.с.

| Масса

173/165 кг

На счету мотодепартамента такие выдающиеся разработки, как R1, TDM, TMax, WR/XTZ400, RD250/350LC и т. д. Среди этих и других семейств моделей, многие из которых копировали (ладно, имитировали) производители-конкуренты, особое место занимает современный городской эндуро.

После второй мировой войны английские и итальянские мотопроизводители выпускали 4-тактные скрэмблеры, которые поддавались переделке в эндуро. Шведские марки Husqvarna, Lito и Crescent создали в начале 60-х легкие кроссовые мотоциклы. Но современный внедорожный байк появился, когда Yamaha представила первую 2-тактную 1-цилиндровую 250-кубовую модель двойного назначения DT-1 (Dirt Trail). На этом мотоцикле можно было ломиться куда угодно. В нем сочетались возможности дорожника и внедорожника, что в конце 60-х превратило DT-1 — а это показатель технического и функционального уровня машины — в культовую модель в США.

Еще большую бурю восторгов вызвал первый 4-тактный эндуро Yamaha — ХТ500, выпущенный в 1976 г. Его назвали мотоциклом нового поколения. Взрывной характер ХТ сразу же сделал его «мотоциклом для настоящих мужчин» (лозунг рекламной кампании Yamaha того времени). Этот байк создал базу для побед команды Yamaha в классических внедорожных соревнованиях, вроде Baja 1000 и ралли «Париж-Дакар». В знак признания достижений в африканской пустыне модель получила имя Tenere. В последующие годы произошли значительные изменения в конструкции: возросли мощность и крутящий момент (начиная с 1981 года, когда появился ХТ550), установили дисковые тормоза (1983 год — ХТ600Z), электростартер (1990 — ХТ600Е), систему жидкостного охлаждения (1991 — XTZ660), более совершенную подвеску и даже балансирный вал, чтобы уменьшить вибрацию 4-тактного мотора. Вместе с «лошадьми» росло и количество клапанов — их было два на ХТ500, четыре — на ХТ550, а в 1991 году их число стало пять на модели ХТZ660.

Сегодня Yamaha представляет шестое поколение семейства ХТ. Учитывая растущий спрос на байки супермото, компания представила не одну, а сразу две версии новой модели — ХТ660Х и ХТ660R. У обеих новый 660-кубовый мотор размерностью 100х84 мм (что на 5 мм больше, чем у ХТ600, снятого с производства по причине несоответствия нормам шума и выхлопа) с системой впрыска топлива. Двигатель с жидкостным охлаждением и «сухим» картером, верхним распредвалом с цепным приводом. На этот раз ограничились четырьмя клапанами.

Каждая из версий нацелена на свою рыночную нишу. XT-R, по ямаховской традиции, — многоцелевой эндуро, ХТ-Х — городской байк, обреченный стать любимцем курьеров и жителей пригородов. По сути, новый ХТ — до неприличия европейская модель — произвели-то ее на Belgarda, базе Yamaha в Италии, что расположена через забор с гоночной трассой Монца. Мотоциклы собирают на той же линии, что и байки для MotoGP и чемпионата мира Supersport. Двигатель создан в Болонье инженерами Minarelli (в которой у Yamaha теперь контрольный пакет акций). Там же ставят 43-мм вилку Paioli на модель ХТ-Х (обеспечивающую более жесткую езду, чем вилка байка R с, соответственно, ходом 200 мм против 225 мм), 320-мм плавающий передний диск Brembo с 4-поршневой скобой той же фирмы, 245-мм задний диск с 2-поршневой скобой опять же Brembo, колеса Excel с алюминиевыми спицами и 17-дюймовую дорожную резину Pirelli (передняя — 120/70, задняя — 160/60, — довольно толстая по стандартам эндуро). Замечу, все это итальянские комплектующие.

Но итальянский вариант трубчатой стальной рамы ХТ-Х, установленной изначально на обоих байках, в деталях отличается от шасси XT-R. У первой «асфальтовая» рулевая геометрия с углом наклона вилки 26°, а у эндуро — 27,25°, и вылет 94 мм против внедорожных 107 мм. На R он увеличен большим 21-дюймовым колесом с шиной 90/90 на 1,85-дюймовом ободе при обычном 130/80–17 заднем. Оба обуты в шины эндуро Michelin. Сухая масса модели Х, по-моему, избыточна — 173 кг: это ж на один кэгэ тяжелее нового 4-цилиндрового ультрабайка R1! У XT-R показатель чуть лучше — 165 кг. Вместимость бензобака у обоих одинаковая — 15 л. Каталитическая выхлопная система 2-1-2 отвечает нормам Евро 2. Глушители прекрасно дополняют общий вид мотоциклов сзади. Но как бы пассажир не обжигал о них ноги…

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии