Прогулки с автоматом

ПРОГУЛКИ С АВТОМАТОМ

]

фото

компаний-производителей

НОВИНКИ СКУТЕРНОГО РЫНКА

«Вновь растаяли помойки — значит, к нам пришла весна…» Мартовские миазмы щекочут ноздри и будоражат душу — а не пора ли сменить сомнительные прелести общественного транспорта на что-то живое и двухколесное? Та половинка, что досталась от романтика, тянет ввысь, к мотоциклам — но все тяжелеющая с годами половинка прагматика склоняет выбор к скутерам. Гулять по городу с «автоматом» (не пугайтесь, бабули, это я о трансмиссии!) сподручнее.

Разумеется, буду долго сравнивать, оценивать, а потом, как всякий русский человек, выберу вдруг и спонтанно, по принципу «куда хромая лошадь левой ногой через правое ухо лягнула„… Чтобы потом таращиться в сумрак гаража, мрачно спрашивая себя: „И как это меня угораздило?“

Но все это будет потом, а сейчас — самая приятная пора выбора: поиск тенденций. Итак, куда идет развитие скутера?

СМЕРТЬ «ПОЛТИНИКА»

Припоминаю виденное на осенних мотосалонах, перебираю пресс-релизы, копаюсь в Интернете… Ба, да в этом году новинок среди скутеров класса 50 см3 — полный голяк! В Европе лишь одна полноценная премьера — Peugeot Ludix. Но и его создатели решили подстраховаться, заявив кроме 50-кубовых вариантов еще и 125-кубовый. «Новинок второй свежести» тоже негусто: Yamaha BW'S с полностью обновленным «обвесом» (тщательно воспроизводящим облик 15-летней давности) и Derbi Atlantis с 4-тактным двигателем Piaggio. Это новинки, а что со «старинками»? Honda практически свернула программу своих европейских «полтинников», у Suzuki осталась в производстве лишь модель Katana, да и Piaggio урезала свой 50-кубовый модельный ряд втрое. М-да… Вот они — последствия «бюрократизации» (т.е. введения «прав», регистрации и т. п.) для «махонького» класса.

То же и в Японии. Тамошний моторынок вообще съеживается, как лужа под лучами тропического солнца. И что в числе 50-кубовых премьер? Еще одна Honda из Китая плюс вариации Yamaha на тему Jog (тоже, кстати, удешевления ради изготовленные не в Японии, а на Тайване). Хотя нельзя обойти вниманием два важных дебюта среди скутерных двигателей: система впрыска топлива для Honda Dio Z4 и 4-тактный 50-кубовый двигатель с 3-клапанной головкой цилиндра для Yamaha Vino.

Но подлинным откровением для японского рынка стал электроскутер Yamaha Passol. Новейшие литий-ионные батареи обеспечивают запас хода 32 км — вполне достаточно для коротких городских поездок. Двухчасовая подзарядка восстанавливает 80% заряда, полная зарядка происходит за 2,5 часа. Мотор-редуктор мощностью 0,58 кВт (0,8 л. с.) встроен в заднее колесо. Рама и маятник задней подвески изготовлены из алюминиевого сплава, и вся машина весит всего 45 кг. Маленький скутер способен разгоняться до «законных» 40 км/ч. Конечно, для настоящего скутериста такой параметр — плевок в душу. «Неужто нас ждет такое? Чур меня!» — катался в истерике мой коллега, узревший парад «электростульев» на Токийском мотор-шоу. Эх, дружище, как говаривала бабка с ружьем из известного анекдота: «А придется!». Рано или поздно (ох, боюсь, что уже рано) экологические требования втопчут наш эгоизм в «настоящую, природную„… грязь.

В утешение можно вспомнить, что «полтинники» поначалу тоже отличались резвостью полудохлой лошадки… И лишь во второй половине 50-х итальянцы да немцы научились их «пришпоривать».

ГВАРДИЯ «ЗОЛОТОЙ СЕРЕДИНЫ»

Оставим же 50-кубовые машины тем, кто жаждет ездить без излишнего общения со Старшим Братом (благо, в нашей стране это пока возможно). Но если в кармане лежат мотоциклетные «права», можно замахнуться и на большее.

«А вон моя лягушонка на своей коробчонке едет!» Это — о 125-кубовых скутерах старого поколения. Ни рожи ни кожи… то бишь ни динамики, ни престижа. Да и звук маломощного 4-тактного двигателя на редкость мерзкий. «Да ты ж забыл о великолепных 2-тактных машинах — таких, как Italjet Dragster и Gilera Runner!» — воскликнет в сердцах знаток. Увы, увы, дружище, можешь отнести веночек на их могилки…

Впрочем, отчаиваться не стоит: новое поколение 4-тактных скутеров способно похоронить образ «лягушонки на коробчонке». Символ этих перемен — новое поколение 125-кубовой Yamaha Cygnus. Мотороллеры этой серии в производстве — с 1984 года, и 20 лет они оставались зримым образом «здорового консерватизма», когда практичность и экономичность торжествуют над стилем и динамикой. Но Cygnus X, представленный в марте 2003 года в Осаке, а осенью — и в Европе (где он фигурирует также под именем MBK Flame X), машина совсем другого сорта. Ее 11-сильный двигатель — с 4-клапанной головкой цилиндра и электрохимическим покрытием зеркала вместо гильзы. Шасси на 12-дюймовых колесах, с передним «телескопом» и задней подвеской на двух амортизаторах, сочетает спортивную жесткость с комфортной настройкой (хода подвесок увеличены на 19%). Бензобак размещен под поликом настила, так что под седлом появилось место для двух шлемов — «интеграла» и открытого.

Европейский ответ — скутеры Vespа Granturismo и Piaggio X8. Не будем подробно останавливаться на первом — о нем мы писали в «Мото» №5–2003. А вот второй, подобно клесту родившийся в разгар зимы, заслуживает близкого знакомства. Пришедший на смену популярному Hexagon, Piaggio X8 компактнее и легче, чем флагманский Х9, хоть и ненамного (база меньше на 10 мм, сухая масса — на 5 кг). Силовые агрегаты — серии Leader, 4-тактные двигатели с 4-клапанными головками цилиндров и жидкостным охлаждением, рабочим объемом 125 и 200 смз. Причем базовая модификация — именно 21-сильная 200-кубовая, а 15-сильная 125-кубовая предназначена только для экспорта в те страны, где законодательство разрешает ездить на «осьмушках» с автомобильными «правами». Но самое интересное в «Икс-8» — это шасси. Рама дуплексного типа изготовлена из стальных труб, которые широко разнесены в задней части — не только для увеличения жесткости, но, главным образом, для того, чтобы разместить под седлом большой багажник: целых 56 л! Туда войдут не только два шлема-интеграла, но и маленькая сумка. Его длина — 80 см, так что в нем уместятся, например, теннисные ракетки. Причем багажник можно открыть, не только подняв седло, но и откинув люк в задней части машины. Понятно, почему в пресс-релизе с описанием Piaggio X8 так часто мелькает слово Sportwagon, то есть автомобиль-универсал спортивного склада. Обладатели Alfa Romeo 156 Sportwagon и BMW Touring, у вас наконец-то появилась возможность сменить четыре колеса на два, не «потеряв лицо»! 

Удивительно, что столь емкий багажник мирно уживается с небольшой — 790 мм — высотой седла. Итальянские конструкторы добились этого, использовав разные диаметры колес: 14 дюймов спереди и 12 сзади. Задняя подвеска — на двух амортизационных стойках, с регулировкой предварительного поджатия пружины. Спереди — мощная телескопическая вилка с несущими трубами диаметром 35 мм. Тормоза обоих колес дисковые. Увы, интегральная тормозная система и АБС не предусмотрены (пока?).

АЛЮМИНИЙ НЫНЧЕ В МОДЕ!

Современные макси-скутера резко сменили образ жизни: отринули мягкую мебель и отправились в спортзал! Да-да, на смену поколению «2-колесных диванов» пришли «макси» спортивной формации. Лидер новой волны — безусловно, Gilera Nexus (см. «Мото» №10–2003), веселенькая смесь спортбайка и «туриста». На ту же тему — еще одна итальянская новинка, Malaguti Spidermax GT500. Кстати, обе итальянки оснащены одинаковыми двигателями: 40-сильными Piaggio Master. Любопытно сравнить дебютантов: база Malaguti на целых 25 мм короче, чем у Gilera, но при этом Spidermax на 2 кг тяжелее. Высота его седла меньше на 20 мм — в основном за счет того, что создатели GT500 расположили багажник емкостью 48 л (на два шлема-интеграла) поперек (!) под седлом пассажира. Задняя подвеска Malaguti — на двух амортизационных стойках, безо всякой «прогрессии», в отличие от Gilera, зато передняя вилка Spidermax закреплена по-мотоциклетному, в двух траверсах. Самая же р-революционная особенность нового Malaguti — диагональная рама из алюминиевого сплава.

Алюминий нынче в моде. Вот и долгожданная Yamaha Majesty 400 демонстрирует раму необычайно сложной конструкции, в которой использованы три различных материала! Передняя ее часть — кокильное литье из алюминиевого сплава. Средняя отлита из специального сплава (разработанного, между прочим, для спортбайка YZF-R6) методом вакуумного заполнения формы. Обе части соединены сваркой и соединены со стальным нижним подрамником! Такой «бутерброд» обеспечивает на 54% большую продольную жесткость и на 86% большую жесткость на кручение, чем традиционная конструкция. Да и место для внушительного — 59 л — багажника нашлось.

Вообще новый Majesty, хоть и классически строг снаружи, внутри — разгул технического авангарда. Посмотрите на двигатель: система впрыска топлива с компенсирующим поршнем во впускном тракте (работающим аналогично карбюратору CV-типа), головка цилиндра с двумя верхними распредвалами и четырьмя клапанами, кованый поршень, снижающий вибрацию балансирный вал, автоматический декомпрессор для облегчения запуска. В Европе представлен 400-кубовый вариант, двигатель которого развивает 34 л. с. при 7250 об/мин, а в Токио показана 250-кубовая версия (24 л. с. при 7500 об/мин).

«Страсти по алюминию» демонстрирует и «пришелец из будущего» — показанный этой осенью в Милане концепт-скутер Aprilia Leonardo SR. Его выставленная на всеобщее обозрение рама — тоже из алюминиевого сплава. Но как раз у этой-то машины рама — далеко не самое интересное. Изюминка — 500-кубовый 2-тактный двигатель системы Ditech, с впрыском топливо-воздушной смеси. Этот процесс, который инженеры Aprilia уже применяют на серийных 50-кубовых скутерах, обеспечивает экологические и экономические параметры на уровне хороших 4-тактных моторов. Так, двигатель концепта развивает мощность 50 л. с. при 6500 об/мин, разгоняя машину до 170 км/ч, но при этом расходует всего 2,94 л на 100 км при скорости 110 км/ч и 2,63 л на 100 км по циклу ЕСЕ40. Экологические же показатели таковы, что машина вписывается в рамки не только современных требований Евро 2, но и в перспективные Евро 3, которые вступят в действие в 2006 году.

Степень проработки проекта порождает интересные размышления на тему: концепт или все-таки прототип? (Напомним, что первый строится только для показа и «обкатки» необычных конструкторских и дизайнерских решений, второй же — фактически предсерийный образец). По крайней мере, я впервые встретил в пресс-релизе концепта такие строки: «Интегральная тормозная система и АБС устанавливаются по заказу» (это для выпущенного в единственном экземпляре аппарата!). Может быть, действительно стоит подождать годик? 50 л. с. и 175 кг массы — чертовски привлекательно…

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии