Как я "попал" на "тайгу"

КАК Я «ПОПАЛ» НА «ТАЙГУ»

]

В журнале «Мото» прочитал о «Тайге» — «снегоходе нового поколения». Изучив технические характеристики, оценив внешний вид (один в один — Bombardier) и цену вопроса (в два раза ниже цены импортных аналогов), пришел к выводу, что «Тайга» — то, что надо. В начале декабря 2001 г., оплатив дилеру завода «Рыбинские моторы» 115 800 руб., стал обладателем «Тайги» СТ-500Д (заводской №41090038). «Предпродажная подготовка проведена дилерским центром» — свидетельствовал штамп в паспорте.

После изучения «Руководства по эксплуатации» приступили с сыном к обкатке. Тогда все и началось. Запустить двигатель электростартером удавалось далеко не всегда. Подзарядка аккумуляторной батареи позволяла «завестись» стартёром 1–2 раза. А такой опцией, как подогрев рукояток руля и рычага газа, мы не пользовались, чтобы не истощать аккумулятор.

Обороты холостого хода «гуляли», двигатель неожиданно глох как на ходу, так и на месте. Причём запустить его удавалось далеко не сразу. Но мы не унывали, в надежде на то, что всё должно притереться и приработаться.

Обкатка в щадящем режиме (с полуоткрытой дроссельной заслонкой, с одним водителем, по укатанной снежной дороге) заняла всю зиму, пока на счётчике одометра не появилась цифра «300». На дворе март, на Ладоге снежный наст, температура воздуха — минус 7. Решился наконец испытать, на что же способна эта машина. После прогрева и небольшой пробежки открываю дроссель полностью. Снегоход бежит хорошо, на спидометре скорость подходит к 65 км/ч и вдруг... удар и тишина. Внешний осмотр никаких поломок не выявил. Провернуть двигатель не удалось даже веревочным стартером. Вывернул свечи — в правом цилиндре свеча в алюминиевой крошке, боковой электрод прижат к центральному. Эвакуация снегохода со льда потребовала часа четыре и сил четырёх помощников, поскольку выехать на слабый весенний лёд за снегоходом на автомобиле не рискнули.

Специалисты из «ТехноСпортЦентра» забрали аппарат в гарантийный ремонт. Причина поломки, с их слов, — плохое качество поршня (оторвало его верхнюю часть). Заменили цилиндр, головку цилиндра, поршень с кольцами, свечи, отрегулировали зажигание, проверили карбюратор и сообщили, что требуется новая обкатка. Настоятельно рекомендовали использовать бензин только от Shell, а также импортное высококачественное масло (забегая вперед, скажу, что следование этим рекомендациям не спасло в дальнейшем от аналогичной поломки). Но ни обкатать, ни съездить на снегоходе на рыбалку в ту зиму уже не удалось. За время ремонта и снег и лёд растаяли.

Зима 2002–2003 годов прошла в очередной обкатке и испытании наших сил и нервов.

Разрыв резинового переходника между карбюратором и впускным коллектором, причём снизу, где это трудно заметить, заставил долго искать причину неожиданных остановок мотора. А как ему не порваться, когда на нём висят карбюратор и глушитель шума впуска? Закреплённый одним винтом через резиновую втулку, со смещением на 300 мм от оси карбюратора, глушитель шума может быть и достаточная опора карбюратору, только если снегоход стоит в тёплом кабинете главного конструктора, а не подвергается всевозможным вибрациям на морозе. Одним словом, пришлось заменить переходник и установить дополнительное крепление глушителя шума впуска. Теперь вся конструкция держится надёжно.

Перестал работать электростартер. Под защитным резиновым колпачком на стартере обнаружил обломанную клемму. Ее материал оказался слишком тонок и хрупок и не выдержал вибрации.

Следующая поломка — просто анекдот. На рыбалке, на виду у сотни зрителей отвалился… руль. Площадка оторвалась от рулевого вала — так была «х…хорошо» приварена. Переставляя вручную «лыжи к дому», потихоньку доехали. А если бы такое произошло в лесу или в глубоком снегу?

Обрыв троса заднего хода в месте крепления к рукоятке переключения передач уже не вызвал удивления. Поехал в сервис, купил новый. Однако установить его оказалось не так просто. Для замены этой копеечной детали требуется разобрать часть вариатора, снять и разобрать коробку переключения передач, всё собрать заново и отрегулировать. Оценив предстоящий объём работ, решил обрезать на 2–3 см наружную оплётку оборванного тросика, поскольку его длина позволяла это сделать, и закрепил как было. Надолго ли хватит? Опять пошли перебои в работе двигателя. Замена свечей зажигания (купил уже более десятка) ничего кардинально не меняет. То левая, то правая свеча отказываются работать — забрызганы. Причина обнаружилась не сразу. Оказалось, что наружная изоляция высоковольтных проводов по непонятным причинам вытянулась на 4–5 мм (или «села» внутренняя) и контакт между иглой наконечника и центральным медным проводом стал ненадёжным. Отсюда — искра то есть, то ее нет. Обрезал выступающую изоляцию — стало лучше.

Тем не менее, всю зиму двигатель периодически глох, работал неравномерно, запускался с большим трудом. Такие «мелочи», как разрыв резинового кожуха рычага переключения передач и течь масла из коробки переключения передач, уже не огорчают. На кожух стараюсь просто не смотреть, а уровень масла постоянно контролирую.

Нынешняя зима принесла новые «радости». Первый же выезд на рыбалку 3-го января привёл к разрушению поршня, и опять в том же несчастном правом цилиндре (первом от вентилятора принудительного охлаждения). Ремень вентилятора на месте, натянут как надо. Перегрев левого цилиндра еще можно было бы как-то объяснить, всё же на него поступает уже нагретый воздух, а тут опять правый. Произошло это в 5 км от берега. Толщина льда этой зимой недостаточна для транспортировки автомобилем этого «чуда техники». Как тащили 300-килограммового «бегемота» к дому и сколько это стоило, — отдельный разговор.

Вскрытие показало, что верхняя часть поршня со стороны выпускного окна оборвана, часть верхнего поршневого кольца отсутствует, головка цилиндра забита металлоломом.

Как могло это произойти, ведь бензин и масло качественные, смесь обкаточная (1:40), на льду почти нет снега, мороз 11 градусов и пробег от дома всего-то 5 км? В сервисе сообщили, что это не единичный случай, моторы «Тайги» ненадёжны, перегреваются, часто прогорают поршни. Если же двигатели склонны к перегреву, то почему завод-изготовитель не оборудует эти «чумаходы» датчиками температуры цилиндров или какой иной аварийной сигнализацией?

Теперь о ценах на запасные части и ремонт. В сервисном центре стоимость головки цилиндра — 600 руб., цилиндра — 2000 руб., поршня с кольцами и пальцем — 2060 руб. Если повезёт, и окажется, что нужно поменять только одну поршневую группу, то стоимость ремонта в сервисе с доставкой снегохода туда и обратно обойдётся долларов в 300. Если не повезёт, и придётся делать полную переборку двигателя с заменой коленвала, то цена вопроса может возрасти втрое. Не дороговато ли, если стоимость нового «жигулёвского» мотора в полной комплектации чуть больше тысячи долларов? И это расходы при пробеге снегохода 800 км! Всего 10% от заявленного изготовителем ресурса снегохода. Чего ждать от него дальше? При выяснении срока гарантии на ремонт менеджеры и механики сервиса отводят глаза и лепечут что-то невнятное. Что с них спросишь, если завод даёт «гарантийный срок эксплуатации снегохода 12 месяцев со дня приобретения снегохода при пробеге, не превышающем 3000 км, исходя из того, какое событие произойдёт раньше». Летом на нём не поездишь, зимой, катаясь только в выходные дни, более 400 км накрутить сложно. Вывод: реальный срок гарантии — четыре месяца для Северо-Западного региона страны, а для Центральной части России и того меньше.

В упомянутом материале в «Мото» есть фраза: «...в современном виде „Тайга“ вполне может занять нишу утилитарных машин для здравомыслящих пользователей. Ведь соотношение „цена/качество“ у „Тайги“ существенно выше, чем у импортных снегоходов». Цена действительно ниже импортных аналогов в два раза, но качество и надёжность Bombardier или Yamaha куда как высока — она сопоставима с «Мерседесом», а «Тайга» — это «Москвич-401».

Один мой приятель, как и я большой любитель зимней рыбалки, купил в 2001 году Yamaha Viking 540. С тех пор чего только не случалось — и тонул в прорубе, и «влетел» в дерево аж по самый мотор… И ничего, бегает снегоходик, еще ни разу не сломался.

Напоследок несколько советов потенциальным владельцам «Тайги» от «бывалого»:

1. He покупать «Тайгу».

2. Если уже купили, то:

пройти курс автомотослесарей;

не отъезжать от дома или дачи дальше зоны прямой видимости или слышимости;

возить с собой мобильный телефон, охотничьи лыжи, ракетницу, фонарь, термос, сухой паёк, спички, верёвки, надёжный трос, сухой спирт как топливо и «мокрый» — как валюту;

зимой лучше не выезжать вообще.

А лучше купите импортный снегоход, пусть даже подержанный.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии