Больше газу — вопреки инстинкту

БОЛЬШЕ ГАЗУ — ВОПРЕКИ ИНСТИНКТУ

]

Между тем существует книга-самоучитель, которую спортбайкеры всего мира окрестили великим учебником райдера. Написал ее Кейт Код, глава калифорнийской школы езды на супербайках. Он обобщил опыт многих известных гонщиков, систематизировал его и изложил в виде четкой методики. Назвал «Twist Of The Wrist 2» (цифра «два», потому что это уже второе издание). Перевести название можно как «сноровка». Автор в предисловии говорит, что он изложил «технологию вождения». О том, насколько эффективна методика, говорят результаты: многие мотоциклисты после занятий в школе Кейта «вышли в люди».

Книга на русском языке, с сожалению, не выходила. Даю наводку: в Интернете гуляет неплохой перевод. Изучить «Twist Of The Wrist 2» полезно не только гонщикам — кейтовская «технология вождения» применима и на обычных дорогах, и не только для спортбайкеров.

Суть труда: научитесь правильно «эксплуатировать» инстинкт самосохранения. Непроизвольные его проявления частенько приводят к авариям. По словам Кейта, опрос широкого круга водителей показал, что никто из них никогда не собирается сбрасывать газ в повороте — все готовятся добавлять. Но инстинкт заставляет поступить иначе. Кейт считает, что сброс газа в повороте — проявление инстинкта самосохранения №1 (ИНС-1). Проведенные им исследования выявили причины, «включающие» ИНС-1 в повороте: скорость слишком велика; слишком широко зашел в поворот; слишком низко «положил» мотоцикл; «ой, кажется, скользко...» Есть и другие, связанные с дорожной обстановкой, другими участниками движения. Интересно вот что. Водитель, сбросив газ, тут же понимает, что этого делать не стоило — и так каждый раз. Что свидетельствует о неконтролируемости проявлений инстинкта самосохранения.

Неконтролируемость вызывает в первую очередь реакцию рук. Кейт выделяет следующие основные ИНСы: сброс газа, сжимание руля, фиксация внимания на одном объекте, руление в сторону объекта, на котором зафиксировано внимание, отсутствие или неэффективное руление (слишком медленное или раннее) и ошибки при торможении.

Автор верно подметил: каждый из нас периодически сталкивается со всеми этими ИНСами. Например, запланирована ли была блокировка переднего колеса на торможении? То есть в условиях возникновения опасности (мнимой или реальной) тело начинает действовать само, помимо воли его обладателя. Громадный опыт автора позволяет ему утверждать, что ни одно проявление инстинкта самосохранения не соответствует конструкции мотоцикла, тем более правилам его вождения.

Управляемость байка напрямую связана с его развесовкой. Среднее значение соотношения передней и задней частей современных спортбайков — 50/50 % (во всяком случае, показатель развесовки стремится к такому значению). Если же измерить площади контактов с дорогой переднего и заднего колес, то окажется, что идеальное соотношение должно быть другим — 40/60 %. Отсюда, задача водителя — поддерживать развесовку, близкую к идеальной, при помощи газа. Что возможно: легким движением кисти правой руки можно «перебросить» вперед или назад (закрыв или открыв газ) более четверти веса мотоцикла.

Чтобы поддерживать правильную развесовку экипажа, а это особенно важно в повороте, нужно ускоряться. Если ускорение недостаточное, траектория «распрямляется», и тогда пилот рефлекторно допускает ошибку — сбрасывает газ (ИНС-1). Ситуация становится безвыходной.

Отсюда Кейт и формулирует правило №1: как только вы начали добавлять газ, делать это следует равномерно, плавно и постоянно — вплоть до окончания поворота.

Для наглядности автор сравнивает: сброс газа в скользком повороте сродни использованию переднего тормоза — падение почти неизбежно. Поэтому известный инструктор напоминает старое золотое правило гонщиков: «Сомневаешься? — Газуй!» Хуже не будет, но шанс не упасть появляется. Кроме того, сброс газа нарушает устойчивость мотоцикла.

Практик с большим опытом не станет спорить с Кейтом и в том, что идеальная работа подвески достигается в серединной трети диапазона ее ходов. Можно пытаться достичь идеала настройками, но открытие и закрытие газа способны свести на нет все результаты тонких регулировок подвески. И опять же, работа газом — очень эффективный инструмент «настройки» подвесок: именно ручка газа позволяет легко и быстро изменять развесовку байка. Конечно, мотоцикл надо, прежде всего, чувствовать. Кстати, при сбросе газа в повороте дорожный просвет уменьшается, поскольку и передняя и задняя подвески сжимаются, а потому обтекатель может начать скрести по асфальту — и ИНС-1 снова тут как тут, со всеми вытекающими последствиями.

Много вопросов у активных райдеров вызывает определение правильной траектории в том или ином повороте. Книга отвечает и на этот вопрос: правильная траектория та, которая позволяет следовать правилу №1. Та, которая не позволяет, — не идеальная. Конечно, и тут не обойтись без оговорок — повороты бывают и с переменным радиусом, и с «доворотом». Но это — частности, а закон таков: траекторию формирует газ, хорошая траектория позволяет правильно использовать газ.

Это лишь кратко об одном из разделов книги о правильном вождении. Прочитав ее, многие смогут осознать собственные ошибки, их понимание ведет к повышению гарантий безопасности езды. А скорость — это и есть производное от безопасности.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии