Катание по белым пятнам

Катание по белым пятнам

Великий Амундсен считал, что неприятности в экспедиции — следствие плохой подготовки к ней. Прав старик: можно привести массу примеров из «дикого» мототуризма, когда экспромты заканчивались срывом путешествий. Чтобы они проходили интересно и приятные сюрпризы (а из них и складываются приключения) случались почаще, нужно постараться.

Определись с целями путешествия, подбери компаньонов-единомышленников. Правильно — с самого начала «утрясти» состав участников турне. Коллектив обычно притирается в процессе подготовки, в том числе в коротких поездках выходного дня. Желательно, чтобы у всех в команде были мотоциклы одного класса. Самый мобильный состав группы — 4–5 человек.

Цель может быть не одна, до старта все участники должны их знать. Почему это важно? Потому что одному интересно «ударить» по злачным местам дальних городов (для него это и есть приключение), а товарищей тянет походить по музеям, третьему только дай погонятьѕ Совместить эти интересы практически невозможно. Вот поучительный случай из собственного опыта. У нас «схоженная» группа из шести человек, чаще всего мы забираемся в отдаленные, малонаселенные районы. Однажды к нам присоединился эндурист со стажем. И уже на второй день рейда выказал недовольство темпом движения: слишком долго осматриваем достопримечательности, часто останавливаемся. В один из дней наш новый попутчик прогрел двигатель мотоцикла в шесть утра, а мы стартанули в шесть вечера — это когда устроили, как обычно, дневку для отдыха. К тому же в нашей группе не принято выезжать на маршрут так рано. Есть тому причины — утренняя прохлада и почти всегда обильная роса. В чем заключалась ошибка руководителя путешествия? Ему следовало заранее довести до сведения нового члена группы не только цели пробега, но и график, и темп движения. Возможно, знай наш резвый друг все это заранее, не поехал бы или «прописался» в группе с более спортивными наклонностями.

Если странствовать по дорогам общего пользования, то, чтобы не заблудиться, достаточно запастись атласом автодорог: в нем указаны и километраж, и бензозаправки... Сложнее подготовить внедорожное путешествие.

Для разработки маршрута пригодятся двухкилометровые карты: масштаб — в 1 см 2 км. Они продаются в книжных магазинах. На их полках найдешь и справочную литературу об истории края (или можешь воспользоваться информацией из Интернета). Желательно обзавестись двумя картами — физической и административной, и обе должны быть одного масштаба. По первой всегда определишь рельеф местности, основные особенности растительности, что за грунты — пески или болота и т.п. По второй — какие встретишь по маршруту дороги, селения, и есть ли они вообще. Частичные сведения о АЗС получишь из атласа автомобильных дорог.

Выбери точки старта и финиша. Нитку маршрута проложи по местам, которые тебя интересуют, например, через развалины древних поселений, курганы, красивые ландшафтыѕ Как подсчитать километраж предстоящего пути? Зная масштаб карты, определи протяженность пробега с помощью курвиметра и обычной линейки. В районах с незначительным перепадом высот (в пустыне или степи) рассчитать расстояние от одного пункта до другого можно с небольшой долей погрешности, пользуясь одним только атласом автомобильных дорог. Для этого достаточно сопоставить требуемый участок пути с расположенным поблизости, в том же районе на карте, отрезком дороги, на котором указано расстояние (в гористой местности такой способ неприемлем из-за перепада высот). Составь примерный график движения с указанием километража дневных пробегов, запланируй места дневок, предусмотри запасные варианты. План — не догма, всегда можно по ходу путешествия что-то в нем переиначить.

Если ты и твои спутники жаждете более жесткого экстрима, то не обходите стороной «белые пятна» на карте: в неизведанных зонах, как правило, самое интересное. Ступала ли здесь нога человека? Сохранились ли следы пребывания людей?.. Так как на неизученных территориях скорее всего отсутствуют какие-либо дороги, трезво оценивай возможности группы в условиях автономного пребывания. Если без пищи еще не сгинул ни один мототурист, то без воды больше 3–4 дней никто не протянет. Всегда должен быть план отступления. Если не уверен, хватит ли горючки, разумнее воспользоваться запасным вариантом. Следует философски относиться к тому, что не полностью удалось пройти запланированный маршрут. Не стоит пренебрегать такой формой рейдов, как радиальные вылазки: сделал «петлю» в сотню-другую километров — и назад к воде и бензинуѕ Во время «радиалки» можно, к примеру, устроить ночлег среди живописных барханов или где-то на горном перевале...

Обязательное оснащение штурмана — карты-«двухкилометровки» и GPS-навигатор с закаченной картой региона: с ними точно не заблудишься. В навигаторе прописаны даже проселочные дороги, с приборчиком легко найдешь место для отдыха на берегу какой-нибудь речушки в стороне от дорогѕ Карты для GPS продаются в магазинах, торгующих этими приборами. Цена одной — около 1000 руб. Существуют модели навигаторов, которые не только указывают нужное направление движения, дороги и т.п., но и расстояние до ближайшей АЗС. Но, опять-таки, карты GPS разработаны для обжитых районов Земного шара. Находясь в зоне «белых пятен», рассчитывай только на запас бензина, провианта и GPS для выбора направлений.

И еще парочка советов. Выбирай наиболее комфортное время года для путешествия в данном регионе — когда меньше всего дождей и приемлемая температура воздуха как днем, так и ночью. Не ленись перед стартом: чем лучше изучишь историю края, тем больше встретишь интересного на маршруте.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии