Флокируйте это

Флокируйте это

Приятным пушком покрывают синтетические ткани (чаще всего обивочные), пластиковые мелочи для дома, обувь, игрушки, посуду... Флок можно обнаружить и в собственной машине - например, на оконных профилях-уплотнителях (чаще называемых "бархотками"), напольных ковриках некоторых иномарок, внутри консолей или дверных карманах.

Глядя на такие детали, многие наверняка думают, что для их создания применялась современная технология. Это не совсем верно. Оказывается, флокирование изобретено в 1000 г. до н. э.! Все теми же вездесущими древними китайцами. Они соединяли короткие шелковые ворсинки на ткани с помощью древесной смолы, получая удивительные по красоте рисунки. Той же технологией пользовались и в средневековой Европе, декорируя стены и одновременно придавая им шумопоглощающие свойства. Особо модными стали такие настенные покрытия во Франции во время правления Луи XIV.

Постепенно флокирование из-за трудоемкости забылось, ему на смену пришли другие способы декорирования. Второе рождение технология пережила в начале ХХ века в Германии, когда в связи с упадком экономики срочно потребовались богато выглядящие, но дешевые в изготовлении товары. И уже в 40-х годах европейская тяжелая промышленность начала производить машины для флокирования, а легкая наладила выпуск необходимых синтетических и натуральных материалов (мелко нарубленных волокон).

Принцип процесса очень прост: на подготовленную поверхность наносится слой адгезива (специального клеящего состава) и при помощи специального оборудования (флокатора) наносится ворс. Но современная наука сильно подсобила технологам, подключив к процессу электростатический метод. Поверхность с клеем заземляют, погружают в бункер с электростатическим полем; под действием поля из накопителя вылетают и глубоко внедряются в клейкую основу микроскопические копья ворсинок флока, впиваясь в поверхность под прямым углом. Потом - сушка. "Бархат" получается ровный, красивый и прочный.

Мало того, товарищи ученые уловили в этой технологии нюансы, и флокированием теперь можно добиться разных полезных свойств. Автобильному салону как раз пригодились снижение шума, стабилизация микроклимата, поглощение солнечных лучей и терпимость к табачному пеплу.

Специалисты фирмы Coolcar утверждают, что при развитом воображении с помощью такой технологии с автомобилем можно делать просто невероятные вещи. В общем-то да: ведь флокировать можно почти все - металл, пластик, ткань, кожу, стекло, бумагу, дерево... А если варьировать длину флока - короткие и длинные ворсинки (от 0,5 мм до 2,0 мм), разные цвета (несколько базовых, которые могут смешиваються), рисунки, наносимые тиснением, и сами способы нанесения? Грандиозный простор для фантазии! Еще можно придать рельеф клеящему составу. В итоге рельефной получится и мягкая поверхность.

Мастера Coolcar применяют швейцарский миллиметровый флок, считая его самым подходящим для тюнинга автомобильных салонов: в отличие от слишком короткого он действительно декорирует поверхность, в отличие от длинного терпим к пыли, не втирается и не такой жесткий на ощупь. Если ворсом обработать панели, не подверженные механическому воздействию - потолок, обшивки стоек лобового стекла, дверные карты, верхнюю часть торпедо - они сохранятся в первозданном виде не менее пяти лет.

Есть особенности сушки деталей автомобильного интерьера - здесь требуются особые сушильные камеры, особые температурные режимы. Хотя в принципе флокированные поверхности можно сушить и на открытом воздухе в течение трех суток. Но тогда снизится прочность покрытия.

Фирма открылась совсем недавно, несколько месяцев тому назад. Мастера успели "отфлокировать" с десяток машин, в основном российские модели. Понятно: технология проста и позволяет облагородить интерьер при минимальных затратах (стоимость обработки салона гольф-класса от пола до потолка - около 500 у. е.). Кроме того, нашемаркам не помешает дополнительная шумоизоляция. Мы сами убедились, что флокированная "высокая" панель ВАЗ-2109 скрипит гораздо меньше штатной. Впрочем, какая-то часть шума "ушла" из-за правильного монтажа деталей (тщательность в работе мастера фирмы считают своей "визитной карточкой"). И еще - пушистая панель больше не дает бликующих отражений на лобовом стекле.

Скептики могут заметить, что подобное покрытие непрактично. Дескать, постепенно ворсинки будут собирать пыль, а разлитую техническую жидкость (тосол или моторное масло) уж точно ничем не ототрешь. Представители компании утверждают обратное - флок не притягивает пыль и легко моется. Чистить его достаточно один раз в несколько недель пылесосом или щеткой с длинной щетиной. Для дополнительной страховки можно обработать антистатиком. Владельцы же мебели с одноименной обивкой прекрасно знают: с нее можно отчистить без следа любую грязь, масло, краску - был бы растворитель.

Пока только две компании в Москве предлагают работу с флоком. Из-за недостатка информации многие пока относятся с недоверием к флокированию, обращаясь в конце концов к коже или алькантаре... Что ж, консерватизм вещь уважаемая. Но тюнинг держится именно на поиске нового - любой дизайнер подтвердит.

Подпишитесь на «За рулем» в