В стране эффективных покрышек

В стране эффективных покрышек

]

Вошедший в силу три с лишним года назад Закон о переработке отходов обязывает гражданина Японии лично доставить отработавший свой срок скат на пункт сбора. Обычно на ту же заправочную станцию, где он в свое время и был куплен. Резиной производства известных фирм — Dunlop, Toyo, Michelin, GoodYear в Японии торгуют в розницу 300 дилеров примерно на 160 тысячах пунктов. На любом из них законопослушный шофер платит за утилизацию 300 иен (за эти деньги за морем можно проехать на городском автобусе с десяток остановок). И с чистой совестью забывает про покрышки до следующего года. Но и при таких благоприятных условиях на переработку поступает лишь 87 процентов всех вышедших из оборота шин.

Японское правительство постановило к 2005 году довести покрышечный возврат до 90 процентов. К тому времени в Японии вступит в действие закон, обязывающий собирать и утилизировать покрышки самих производителей. Они уже сейчас объединились в ассоциацию и дали коллективное поручение целому ряду специализированных фирм.

Бэушная сортировка

В деле переработки вторичного сырья на первое место выходят проблемы экологии — на нашей планете больше нет места для свалок, да и ресурсы ее не беспредельны. А каждая покрышка — это 26 процентов углерода, 12,5 процента металла и свыше 50 процентов резины.

В Кумагая, пригороде Токио, работает компания «Кокубу сийокаи», одно из пяти крупных столичных предприятий по переработке старых шин. Оно ежедневно обрабатывает по 10 тысяч бывших в употреблении покрышек. Наиболее ответственный процесс — первичная сортировка. Одни покрышки пойдут на сжигание, другие — на переработку, третьи — на восстановление, а некоторые — на экспорт.

Чистую прибыль приносят автоскаты со слабой степенью износа, те, у которых остаточная глубина рисунка протектора намного выше предельных 1,6 миллиметров. Такие шины составляют примерно треть каждой партии. Больше половины от этой трети прямо со складов раскупают иностранцы — россияне берут попарно зимнюю резину на легковые автомобили, а американцы — одиночные цельные колеса на грузовики. Янки скупают их из-за дисков — как правило, они (особенно литые), очень качественны и даже при всех накрутках на транспортировку и перемонтаж стоят за океаном значительно дешевле новых.

С американцами японцы ведут бизнес уже 20 лет, а с партнерами из России всего лет восемь, но зато объемы заказов год от года растут. Самые ходовые размеры колес — 14 и 15.

Другую половину малоизношенных шин оценщики направляют на восстановление протекторов. Там с них срезают все поврежденные слои, наклеивают на основу новую резину, а потом вулканизируют. На восстановленных шинах стоит особый знак, но покупатель и без него не примет такое колесо за абсолютно новое — перевулканизированные покрышки на 30 процентов дешевле. Срок их службы, конечно, короче, чем у покрышек, живущих первой жизнью, но всего на одну пятую.

Крошку и порошок из совсем изношенных шин в Японии добавляют в асфальт. Такое дорожное покрытие отлично работает в мягкую японскую зиму, когда мокрый снег на дорожном полотне то тает, то вновь схватывается коркой. Резиновые крошки раскалывают лед, повышая и безопасность на дорогах, и стоимость покрытия. Оно дороже обычного в три, а то и в четыре раза.

Фото Александра ГИДАЛЕВИЧА

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии