Гонки вместо вечеринок

Гонки вместо вечеринок

Теперь это краеугольный камень национального автоспорта. Мы, конечно, отстали порядочно. Примеры есть. Собственными гоночными "конюшнями" обзавелись сеть бензоколонок "Корус", торговая фирма "Нижегородец" (дилер ГАЗа), компания "Крумб Сервис" - представитель Valvoline в Тольятти, магазин запчастей "Кэмп". Но это скорее исключения из правил. В общей своей массе российские продавцы автомобильных товаров не верят, что болельщики команды "ЛУКойл Рейсинг" принципиально заправляются только на колонках "ЛУКойла". Не считая того, что участие фирмы в гонках позитивно отражается на ее имидже.

Больше всего таких "маленьких" команд - в кроссе. За сравнительно небольшую сумму можно снарядить "восьмерку" и отправить на чемпионат страны. Имя фирмы, начертанное на бортах, видят тысячи зрителей, а в случае успешных выступлений (это прямо зависит от финансирования команды) - миллионы телезрителей. Зимой эта же машина может выступать в трековых гонках. Московский дилер "АвтоВАЗа", фирма "Ростокино-Лада", однажды пошла именно этим путем.

Менеджер и гонщик профессиональной гоночной команды "Ростокино-Лада" Алексей Басов рассказал, что все началось с чистой случайности: "Я оказался в нужное время в нужном месте. Подвозил девушку, разговорились, она узнала, что я - гонщик, взяла координаты. Потом - телефонный звонок и встреча с директором "Ростокино-Лады" Алексеем Жильцовым. Как оказалось, горячим поклонником автоспорта. Он предложил создать кроссовую команду. До того дня я гонялся на голом энтузиазме, а тут появились крыша над головой и перспективы дальнейшего роста".

В первый год Басову пришлось тяжело: ездил на гонки без механиков, сам готовил и обслуживал машину. Но основные проблемы были на трассе. Этап чемпионата России все же серьезное мероприятие - около сорока пилотов, преимущественно из Тольятти и Казани, самых "кроссовых" наших городов. А сегодня это коллектив уже из трех пилотов - к Алексею присоединились его отец, Михаил, гонщик с большим стажем, и рязанец Сергей Долин. Оборудованные боксы в расчете на три боевые машины, "моторхоум" Mercedes Benz Sprinter - для дальних вылазок. Правда, до сих пор не хватает механиков.

Однако у маленького коллектива есть свои преимущества. Прежде всего, умеренный бюджет. На содержание команды отводится около $35 тыс. в год. Еще примерно столько же уходит на постройку нового кроссового автомобиля. От стандартной "восьмерки" остается только кузов, все остальное, вплоть до последнего винтика, заменяется более прочным, качественным и конструктивно грамотным.

В подготовке машины есть свои "чисто российские" нюансы. В частности, у Алексея Басова сложилось впечатление, что спортивные двигатели, построенные известной тольяттинской фирмой "Торгмаш", немного различаются - в зависимости от заказчика. Скорее всего программами управления впрыском топлива - это видно по динамике разгона. Кому-то достаются более шустрые моторы, чем всем остальным. "Ростокинцы" пытаются добиваться успеха иным путем. "Пилоты с хорошими моторами осторожнее едут в поворотах и потом отрываются на прямых участках, - объясняет Басов. - Мы, имея давний опыт езды на "помойках", в поворотах рискуем и потому проходим их быстрее. Помогает и то, что, скажем, гонщики из Татарстана активно и охотно сражаются друг с другом".

Сегодня у "Ростокино-Лада" - ряд побед на этапах чемпионата и Кубка России по кроссу, Басов и Долин поднимались также на подиумы трековых гонок. Побеждая по воскресеньям, фирма продает товар на буднях - все как в старой доброй Америке. Наверное, как-то можно научно посчитать эффект от рекламы через автоспорт и руководствоваться цифрами, решая, нужно создавать свою команду или нет. Психологи определят, что лучше влияет на корпоративный дух - вечеринки или победы в гонках. Но одно не подлежит сомнению: развитие национального автоспорта невозможно без команд, подобных "Ростокино-Лада".

Фото автора

Подпишитесь на «За рулем» в