Война без разведки

Война без разведки

Mille Pistes подразумевает отказ от так называемых экипажей-разведчиков, выступающих вне зачета. Эти экипажи есть у каждой заводской команды, и бригада таких экипажей испокон веков предваряла выход на трассу основной группы, сражающейся за очки и медали. Проехав очередной спецучасток, разведчик по радио докладывает в штаб команды обстановку на дистанции, характер покрытия, погодные условия и прочие важные нюансы. Исходя из этих сведений, ударные гонщики выбирают настройки и тип резины, так что случись где лужа или промоина – она не станет для них сюрпризом.

По идее Mille Pistes боевые экипажи утром каждого дня проезжают дистанцию в режиме ознакомления, то есть в рамках ПДД. И все!

Внедряя Mille Pistes (названа в честь итальянской гонки, где была впервые применена), Международная автомобильная федерация столкнулась с сильным сопротивлением заводских команд. Они остались при мнении, что подобная «экономия» усложнит им жизнь. И не ошиблись. После финиша, да и прямо во время самого ралли Новой Зеландии, пилоты неустанно поливали систему Mille Pistes грязью, поскольку, разумеется, между дорогами утренними и теми же дорогами вечером мало общего. Мокрое превращается в сухое, ровное – в кучи гравия и так далее. «Мне теперь не над чем думать, – пожаловался Маркус Гронхольм. – Я просто, как робот, делаю то, что говорит команда». Ясное дело, команды отправили на дистанцию максимум разведчиков-пешеходов. Но ведь тонкие особенности покрытия не уловишь на глазок. И дешевле ли вышло?

Хитрость FIA совершенно ясна: Mille Pistes придает гонке дополнительный элемент непредсказуемости. Но надо ли? Раллийный чемпионат мира, слава богу, не дошел до безобразной однозначности Формулы-1. Нынешний сезон, например, определенно проходит под девизом: «Чем дальше в лес, тем больше дров». В Монте-Карло лидер почти не менялся, в Швеции и Мексике менялся трижды, а в Новой Зеландии – трижды только за один первый день!

Сюжет при этом сильно отличался от трех предыдущих – тон задавал отнюдь не Себастьен Лоэб, рвущийся на своем Citroen Xsara к титулу. Француз хоть и выиграл два участка, всю гонку провел в роли догоняющего и завершил четвертым. Для порядка он непрестанно сетовал на избыточную поворачиваемость, неважную управляемость и неудачные настройки.

Но похоже, дело было в другом – конкуренты заметно прибавили. Особенно это касается «Субару» – новая Impreza WRC2004, видимо, сказочно хороша. Петтер Сольберг в первый день «накатил» полминуты главным своим соперникам – Гронхольму и Маркко Мартину. Разрыв этот, однако, упорно не желал увеличиваться. Более того, финн, переживший проблемы с дифференциалом, и эстонец во второй день немного приблизились к норвежцу.

Развязка назревала, как нарыв. И назрела. На третьем СУ заключительного дня Сольберг, державший бешеный темп, ударился колесом о камень и повредил рулевое управление. Гронхольм вырвался вперед и – упустил победу, совершив непростительную «пилотскую» ошибку. Его Peugeot 307 развернулся в повороте. Сольберг получил 16 секунд гандикапа, а Маркус к финишу свел его до пяти секунд. Уфф... Эстонец, не сумевший вмешаться в их спор, но и не отставший, довольствовался третьим местом и скромно возглавил чемпионат мира в личном зачете.

Поскольку в Новой Зеландии применили Mille Pistes, нарушилась чистота эксперимента. Никто теперь не может сказать, гонка была столь напряженной сама по себе или как раз благодаря новой разведывательной системе... Обычно победитель гонки всем доволен, жалоб нет. На сей раз Петтер Сольберг даже и после финиша пустил шпильку: «Проблема не только в самой Mille Pistes, которую лично я считаю неудобной, а еще и в том, что правила у нас меняются слишком часто. Одну гонку так, другую – этак. Ни в одном другом турнире нет таких порядков. Неприятно ощущать, что на мне ставят эксперимент».

Подпишитесь на «За рулем» в