Авто с пробегом: Горожане

Подержанные автомобили B-класса.

Жизнь в большом городе не слишком-то благоволит к крупным автомобилям. То ли дело малыши B-класса. Насколько же они смотрятся краше и милее грузных джипов или громоздких бизнес-седанов! По крайней мере, при попытке запарковаться на пятачке у дома и уж точно – при взгляде на счет, выставленный за очередное техобслуживание. К тому же современные компакты совмещают невеликие габариты с комфортом и пристойным набором опций-услуг. А по части ездовых повадок могут дать фору куда более дорогим автомобилям. Скромные и приветливые герои сегодняшнего обзора – Ford Fiesta, Hyundai Getz и Skoda Fabia. Попробуем прикинуть, к каким сюрпризам и расходам следует подготовиться второму владельцу малолитражки.

В целом

Третье поколение Ford Fiesta продержалось на конвейере с 2001 по 2008 год. По сравнению с предшественницей машина вымахала в длину и высоту, что не замедлило сказаться на объеме салона. Проворный и юркий автомобиль отлично приспособлен для жизни в большом городе. Водительское место отличают продуманная эргономика, минивэновская посадка и хорошая обзорность. На ровных дорогах управлять Fiesta одно удовольствие, хотя на высокой скорости начинают раздражать шум и не слишком комфортная подвеска. Кузовных вариаций две, это 3- и 5-дверный хэтчбеки. В 2006 году Fiesta пережила рестайлинг. Приборная панель получила мягкий пластик и многофункциональный дисплей компьютера от Ford Focus II. Среди новых опций – навигатор, громкая связь с технологией Bluetooth, возможность подключения MP3-плеера к штатной магнитоле.

Дебют Hyundai Getz состоялся в 2002 году. Конструкторы и стилисты автомобиля не скрывали, что очень хотели угодить привередливым европейцам. Похоже, им это удалось. Getz – типичный обитатель мегаполиса, удачно перенявший микровэновские компоновку и очертания кузова. Не удивительно, что внутри корейского автомобиля вполне просторно. Среди его преимуществ – высокая посадка, неплохая шумоизоляция, мягкая и длинноходная подвеска, вместительный багажный отсек, хорошая управляемость. Если же предстоит поездка вдвоем, но с внушительным багажом, можно сложить спинку заднего сиденья, увеличив объем грузового отсека почти до 1000 л. Малолитражка представлена в 3- и 5-дверном вариантах. В конце 2005 года подоспел рестайлинг, помимо кузовного макияжа машина получила обновленную линейку бензиновых двигателей.

Встреча покупателей со Skoda Fabia первого поколения состоялась в 2000 году. Автомобиль построен на той же платформе и агрегатной базе, что и VW Polo. Немецкие корни Fabia не скроешь, во всем чувствуется бюргерская практичность и обстоятельность. У базового хэтчбека на удивление просторный салон с удобными креслами и вполне сносный для своего класса багажник объемом 260 VDA-литров. Гораздо реже на вторичном рынке встречается Fabia Sedan, который длиннее хэтчбека на 262 мм и универсал Combi с грузовым объемом 1225 VDA-литров при сложенных задних сиденьях. По качеству исполнения и отделочных материалов интерьер маленькой Skoda почти не уступает именитому соплатформеннику. Машина с собранной подвеской и отзывчивым рулем приятна на ходу. В 2004 году семейство Fabia подверглось легкому рестайлингу. Производство второго поколения модели стартовало в 2007 году.

Комплектация

Ford Fiesta версии Ambiente располагает немногим, включая регулируемую по углу наклона рулевую колонку, водительский аэрбэг. Вариант исполнения Comfort добавляет электростеклоподъемники, регулировку сиденья водителя по высоте, центральный замок плюс ряд опций за доплату, в том числе ABS, вторую фронтальную и две боковые подушки безопасности. Версию Trend можно узнать по противотуманным фарам и боковым зеркалам с электроприводом и подогревом. Комплектация Ghia к тому же подразумевает кондиционер, только для этой версии возможен 4-ступенчатый «автомат».

В шоу-румах российских дилеров Hyundai Getz предлагают в двух основных комплектациях. Базовый вариант GL рестайлинговой версии имеет усиленную подвеску, гидроусилитель рулевого управления, регулируемую по высоте рулевую колонку, иммобилайзер, водительскую подушку безопасности, центральный замок, 4 электростеклоподъемника, заднее стекло с обогревом, полноразмерную запаску, складывающуюся в пропорции 60:40 спинку заднего сиденья. В экипировку GLS также входят ABS, EBD, задние дисковые тормоза, фронтальный аэрбэг переднего пассажира, кондиционер, противотуманки, подогрев передних сидений, электропривод наружных зеркал. У машин, привезенных из Европы, в стандартной комплектации гарантированно будут ABS, фронтальные и боковые подушки безопасности, передние электростеклоподъемники.

Начальный вариант Skoda Fabia под названием Classic выглядит спартански: ABS, фронтальные подушки безопасности (с 2001 года контраварийный набор пополнили боковые аэрбэги), усилитель руля. Модификации с моторами объемом 1,4 л и более располагают антипробуксовочной системой и дифференциалом повышенного трения редуктора передних колес. Уровень оснащения Comfort добавляет к списку опций бортовой компьютер, противотуманки, спортивные передние кресла, электропривод боковых зеркал. Версия Elegance наиболее предпочтительна, такой автомобиль также оборудован климат-контролем, подогревом передних кресел, электростеклоподъемниками по кругу, литыми дисками. К тому же первый владелец мог дополнить экипировку Elegance опциями из обширного перечня, от датчика дождя до спортивной подвески.

Двигатели

Самые скромные бензиновые Fiesta 1,3 л (60 и 70 л.с.) на вторичном рынке в меньшинстве. В принципе, этого 8-клапанного мотора хватает для спокойной городской эксплуатации. Но даже если поджимает бюджет, лучше подыскать машину с двигателем 1,4 л (80 л.с.) – обойдется она немногим дороже. В продаже много автомобилей с мотором 1,6 л, выдающим 100 л.с. Это прерогатива самой крутой комплектации Ghia, что, естественно, отражается на цене. Но поверьте: оно того стоит, ведь Fiesta с заводным мотором 1.6 по праву считается одним из самых драйверских автомобилей в классе В. На европейские Fiesta ставили и дизельные моторы. Экономичные и тяговитые агрегаты объемом 1,4 л (68 л.с.) и 1,6 л (90 л.с.) в Старом Свете расходились на ура, но у нас на «вторичке» представлены очень скупо.

Надежность всех бензиновых двигателей на высоте. Пожалуй, лишь бензонасос может потребовать замены уже после 40–60 тыс. км пробега, но опять же проблема не носит столь массового характера, как в случае с Ford Focus. Еще в зоне риска свечи зажигания, которых при частых заездах на «левые» АЗС порой не хватает даже на 15 тыс. км. У двигателей 1.4 и 1.6 привод ГРМ ременный, а 1,3-литровый мотор снабжен цепью. При покупке автомобиля с пробегом более 100 тыс. км попросите мастеров проверить состояние всех ремней – при таком пробеге они могут нуждаться в замене. Также следует обратить внимание на катушки зажигания (по одной на каждую свечу), изредка выходящие из строя. Не исключено, что после суровой зимы закиснет электронный регулятор крана-отопителя. Механики рекомендуют в целях профилактики разрабатывать механизм, периодически переключая режимы.

До рестайлинга 2005 года в линейке моторов Hyundai Getz значились бензиновые 1.1 (62 л.с.), 1.3 (82 л.с.) и 1.6 (105 л.с.), а также 1,5-литровый турбодизель мощностью 80 сил. После модернизации 1.1 стал выдавать 66 л.с., на место агрегата 1.3 пришел 1,4-литровый с отдачей 97 сил, дизельную гамму пополнил более мощный турбодвигатель 1.5 CRDi в 110 «лошадей». Впрочем, дизельные Getz в Россию по официальным каналам не поступали.

Бензиновые двигатели не доставят хлопот при условии соблюдения сроков техобслуживания и качественного сервиса. Регламент предписывает через 60 тыс. км. менять ремень ГРМ. Свечи зажигания обычно исправно работают 30–40 тыс. км. Форсунки обходятся без нареканий 50–70 тыс. км.

Если мотор стал подтраивать, загорелась лампочка Check Engine, скорее всего, проблема в высоковольтных проводах, которые слишком чувствительны к антигололедным реагентам. Зимняя химия играючи разъедает и пластиковый поддон радиатора, а менять придется радиатор целиком.

Постукивание на горячем моторе известит о необходимости замены гидрокомпенсаторов, что может случиться при пробега порядка 70 тыс. км. Провалы при подхвате, гуляющие обороты при холодном пуске на двигателе 1.3 потребуют диагностики «мозгов». В таком случае обычно помогает перепрограммирование электронного блока управления двигателем, впрочем, процедура эта недорогая. И не забывайте контролировать уровень масла – моторы Hyundai известные маслоеды. Если прогорела гофра приемной трубы глушителя, следует поскорее менять трубу. Промедление приведет к преждевременной кончине дорогостоящего каталитического нейтрализатора.

Моторная гамма Skoda Fabia действительно впечатляет. В веренице бензиновых двигателей 3-цилиндровые 1.2 (54 и 64 л.с.), 4-цилиндровые 1.4 (60, 68, 75 и 101 л.с.), 116-сильный 2-литровый. Есть также три турбодизеля объемом 1,4 и 1,9 л. Согласитесь, для автомобиля такого сегмента более чем внушительный набор!

В широкой моторной гамме Fabia двигатели собственной разработкиSkoda и позаимствованные у VW

В целом моторы заработали хорошую репутацию. Впрочем, как и всегда, без замечаний не обойтись. Так, наиболее популярный у нас 16-клапанник 1.4 (мощностью 75 или 101 л.с.) имеет одну интересную особенность – отсутствие четкого регламента обслуживания ГРМ. Факт прелюбопытный, учитывая, что механизм совсем не прост. Привод ГРМ включает два ремня. Первый приводит впускной распредвал и помпу, второй связывает распредвалы. Кроме того, в механизме задействованы еще четыре ролика, срок службы которых так же, как и ремней, не вечен. Тем не менее завод предписывает лишь проверки: первую – через 60 тыс. км, последующие – каждые 15 тыс. км пробега. Вопрос замены остается целиком и полностью на совести сервисных специалистов Skoda. Увидят они разрушения корда или зубьев на ремнях – хорошо. В том смысле, что ремни поменяют своевременно (кстати, меняются они вместе с роликами). А вот если не увидят, тогда обрыв ремня. Он чреват контактом поршней с клапанами. Последствия понятны…

В обслуживании двигатель 1.4 неприхотлив. Масло меняется каждые 15 тыс. км, воздушный и топливный фильтры – раз в 60 тыс. км. Даже свечи предписано менять лишь спустя 60 тыс. км. Но, как показывает практика, периодичность замены свечей лучше сократить до 40 тыс. км пробега. Бывали случаи выхода из строя топливных форсунок. Проблема решалась по гарантии.

Ходовая часть

На Fiesta ставили три вида коробок передач. Для приверженцев «автоматов» есть два варианта, традиционная 4-ступенчатая АКП (на пару с мотором 1.6) и роботизированная Durashift EST (прерогатива 1.4). В автоматическом режиме Durashift EST действует не лучшим образом и заметно тормозит при переключении. Оптимальной и самой надежной можно признать «механику», которая отличается исключительно четкой работой. Но контроль за уровнем масла не помешает: случается, на изношенных МКП подтекает сальник первичного вала. При пробеге 100–120 тыс. км сцепление зачастую уже требует замены. На фирменной СТО за установку нового комплекта попросят немало – порядка 16 000 руб. На этом же рубеже может выйти из строя промежуточный подшипник привода (4500 руб. с работой).

Ходовая устроена относительно просто. Спереди стоит хорошо известный McPherson, а сзади – полунезависимая балка. Опыт эксплуатации показывает, что даже на российских дорогах подвеска не требует к себе внимания до 100 тыс. км. Но если обладатель новенькой Fiesta мог не волноваться за ходовую часть, то покупатель 3–4-летнего автомобиля расслабляться не должен. На рубеже в 100–120 тыс. км владельцы часто меняют амортизаторы, подшипники ступиц, наконечники рулевых тяг. А вот рычаги оказались надежней, они служат примерно 150 тыс. км, что для наших условий показатель приличный. Передние тормозные колодки выхаживают порядка 25–30 тыс. км, задние – в два раза дольше. Запчасти на Fiesta стоят приемлемо даже на фирменных СТО.

На Hyundai Getz устанавливаются 5-ступенчатая МКП или 4-диапазонная АКП. Причем «автоматом» агрегатируются только машины с моторами 1.3 и 1.6. «Механика» отличается завидной живучестью, а механизм сцепления при грамотном обращении служит 150 тыс. км. Где-то через 60–70 тыс. км могут лопнуть тросики переключения передач (их в механизме два), но владельцы Getz сталкиваются с этой проблемой редко. На дорестайлинговых машинах порой выкидывает коленца «автомат». Есть примеры, когда к 80–100 тыс. км пробега разрушается втулка масляного насоса, и стружка забивает внутренние каналы. В результате из-за масляного голодания АКП выходит из строя.

Конструкция подвески Getz почти такая же, как у конкурента: спереди стойки McPherson, жесткая балка сзади. Такой лаконизм является залогом долговечности ходовой, большинство деталей которой исправно служат свыше 80 тыс. км, а шаровые опоры и подшипники ступиц выдерживают более 130 тыс. км. Менее живучи передние и задние амортизаторы, втулки и стойки стабилизатора, последние могут потребовать смены через 50 тыс. км. У заботливого хозяина Getz тормозные диски выдерживают три смены передних колодок, а задние барабанные легко доживают до 100 тыс. км. Водители, исповедующие активный стиль езды, отправят их в расход раза в полтора-два быстрее.

Моторы Fabia агрегатируются с 5-ступенчатой «механикой» или АКП. Обе коробки относятся к разряду необслуживаемых с залитым на весь срок службы маслом. Регламент предписывает только проверку уровня каждые 60 тыс. км. Со слов специалистов техцентров Skoda, ресурс «автомата» составляет около 150 тыс. км. По крайней мере, за дальнейшую жизнь коробки трудно поручиться. МКП, если не убивать ее специально, служит верой и правдой, не доставляя хлопот. Сцепление гарантированно выхаживает 100 тыс. км. Впрочем, его судьба во многом зависит от стиля и манер управления автомобилем.

Подвеска Ford Fiesta не потребует к себе особого внимания до 100 тыс. км пробега

На пробеге порядка 40 тыс. км иногда появляются скрипы со стороны передней подвески. Их причиной бывают как сайлент-блоки, так и опорные подшипники. Тот же пробег может быть критичен для стоек стабилизатора, а также для рулевых тяг. Втулки переднего стабилизатора способны застучать уже после 30 тыс. км. До 2003 года они делались заодно со стабилизатором, потом их конструкцию изменили, что благотворно отразилось на надежности. Подшипники ступиц передних колес редко выдерживают более 45 тыс. км.

На автомобиле установлен ЭГУР. По сути, конструкция неновая, однако в конкретном варианте могут возникать неполадки, связанные с плохим контактом в проводке электромотора. Имейте это в виду.

Срок службы тормозных колодок и дисков во многом зависит от режимов и условий эксплуатации. Тем не менее отметим, что передние колодки должны выхаживать как минимум 30 тыс. км пробега, задние – 50 тыс. км.

Подпишитесь на «За рулем» в