Они попали в телевизор

Они попали в телевизор

Несколько лет в российском «кольце» идет мучительный процесс формирования взаимоотношений между организаторами гоночных серий, владельцами трасс, хозяевами команд, судейским корпусом и спортивными чиновниками. Не всегда гладко – стороны подчас не могут достигнуть пресловутого консенсуса. Как следствие, зрелищные мероприятия – сами гонки – в этом году разбились на три неравные по качеству части.

Самое крупное образование – тандем Национальной гоночной серии Lada и гоночной серии под гордым названием RTCC (Russian Touring Car Championship). НГС Lada проходит под эгидой АвтоВАЗа и частично им финансируется. Классы машин: Lada Revolution, призванная стать шоу-стоппером и сборищем пилотов-звезд, Кубок Lada (гонки на ВАЗ-2112 идентичной подготовки) и Формула-Lada, являющаяся переименованной Формулой-1600. RTCC сплотил под своими знаменами классы «Туринг» («почти серийные» автомобили, так называемые Production Car с моторами объемом до 2 л) и «Туринг-Лайт» (то же самое, только объем мотора – до 1,6 л). Договорившись о партнерстве, НГС и RTCC совместно получили эфирное время на общероссийском телеканале «Спорт». Обещают показать все семь этапов в режиме а-ля Формула-1 – основные моменты квалификации по пятницам и двухчасовой репортаж о гонке в субботу. Регулярный выход на широчайшую аудиторию – величайшее достижение российского автоспорта за всю его историю.

Изначально RTCC наводила мосты с Формулой-«Русь», но союз не сложился из-за коммерческих разногласий. Формула-«Русь» осталась в гордом одиночестве. Правда, благодаря очень успешному сезону-2003 эта гоночная серия сегодня в хорошей форме. Ее полюбили зрители, и она удобна гонщикам. Создатель и хозяин проекта Юрий Ким сохранил систему, при которой все машины (около двух десятков) обслуживает одна единая штатная бригада механиков и инженеров. Команды и гонщики получают автомобили (на правах аренды) непосредственно на трассе и только там могут работать с настройками. Но лишь с настройками – какие-либо усовершенствования и внедрение ноу-хау строжайше запрещены!

Похожая система взята на вооружение и инициаторами Кубка Honda Civic, где все выступают на Civic Type R, адаптированных к спорту, прежде всего по части безопасности. Прошлый год был посвящен сугубо раскрутке (или promotion – продвижению в сознание народных масс), а в этом сезоне Кубок уже вправе претендовать на что-то большее. Первый этап, прошедший в Петербурге, собрал не пять-шесть, как раньше, а десяток пилотов достойного уровня – половина в разные годы значилась чемпионами страны. Но и десять машин на старте маловато с точки зрения зрителей. Так что Кубку Civic Type R есть куда развиваться, тем паче он не нашел партнеров, желающих стартовать с ним в один день на одной трассе.

На особом счету классы «Волга» и «Ока-Юниор». О них сложно сказать что-либо определенное – официальный календарь кольцевых состязаний загадочно молчит. Попытка проводить для «Волг» и «Ок» многоэтапные турниры с треском провалилась. Владельцы трасс их не любят, и, наверное, есть за что – прочно утвердившийся имидж примитивных и устаревших автомобилей. Плюс отсутствие активного человека, взявшегося бы за их promotion. Но, возможно, гонки – одна-две – все же состоятся. ОАО «ГАЗ», к примеру, вполне способен внезапно учредить баталию для «Волг» в Нижнем Новгороде.

Трассами, как и прежде, страна не богата. Зритель, которому недостаточно телепередач о НГС Lada и RTCC, имеет всего четыре варианта для просмотра живых гонок. «Московское кольцо» на подмосковном аэродроме Мячково (около 20 км от МКАД), «Невское кольцо» у подножия стадиона им. Кирова в Петербурге, «Тольятти-Ринг» на набережной Жигулевского моря да импровизированное ристалище возле столичного стадиона в Лужниках, где запланированы две гонки.

Российское «кольцо» в Интернете:

НГС Lada – www.ngsa.ru

RTCC – www.motorsport.ru

Формула-«Русь» – www.formularus.ru

Трасса «Невское кольцо» – www.nr.spb.ru

Фото Юрия ТЮРИНА

Подпишитесь на «За рулем» в