Экспертиза НАМИ: Ошибки автосервисов

В хорошем сервисе работают не только руками, но и головой. О приоритетах в области диагностики рассуждает руководитель центра технической экспертизы НАМИ Юрий Глумов.
«Ауди-А6 Олроуд».

ВИДИМО-НЕВИДИМО

Если верить рекламе, самой надежной защитой от неприятностей служит страховой полис. Неудивительно, что, попав в ДТП, водитель «Ауди-А6 Олроуд» не особенно расстроился: люди не пострадали, а восстановить авто страховщик обещал на «своем» фирменном сервисе.

При работе на сухую вал привода масляного насоса приварился к втулке...
...а сама втулка подшипника скольжения провернулась в своем гнезде.

В процессе ремонта тамошние мастера, если верить заказ-наряду, провели среди прочего дефектовку пострадавшей в аварии коробки-автомата. Поврежденные трубки системы охлаждения агрегата заменили новыми, после чего исправный «Ауди» возвратили владельцу. Вот только радовался он недолго. Не прошло и недели, как машина встала посреди дороги – автомат напрочь отказался переключать передачи. Понимая, что ремонтники своего коллегу-диагноста просто так не сдадут, хозяин машины обратился к экспертам.

Осмотр на подъемнике показал, что на сей раз в АКП оказалась негерметична другая система: корпус агрегата был щедро полит горелым трансмиссионным маслом. Разумеется, «сухой» эксплуатации коробка пережить не смогла – вал привода масляного насоса приварился к втулке подшипника, втулка провернулась в гнезде... Все это выяснили после снятия и разборки, заодно обнаружив источник всех бед. Им оказался копеечный сальник, поврежденный, видимо, еще в момент того самого столкновения. Но снаружи это уплотнение не просматривается, а снимать коробку передач «дефектовщик» поленился (хотя деньги за невыполненную работу со страховой компании наверняка стряс!). Зато теперь эту операцию сервису пришлось выполнить за свой счет, а еще – оплатить стоимость нового автомата.

«Мицубиси-Паджеро III» – машина надежная. И даже в условиях интенсивной эксплуатации (50 тыс. км в год) особых хлопот владельцу не доставляла. Серьезная неисправность возникла лишь на четвертом году: двигатель перестал набирать обороты выше трех тысяч. Одновременно на приборном щитке зажглась контрольная лампа межосевого дифференциала. Решив, что гаражному сервису задачки не по зубам, хозяин обратился к официалам.

Поначалу профи в грязь лицом не ударили. Начали с лампочки и, проследив всю причинно-следственную цепочку, обнаружили-таки слабое звено. Им оказался фильтр клапана управления включением переднего моста, напрочь забитый дорожной пылью. После очистки тревожная метка с экрана панели приборов исчезла.

«Мицубиси-Паджеро».

Что произошло в ремзоне потом, неизвестно, но, похоже, за дело принялся совсем другой человек. Не мастер – подмастерье. Не мудрствуя лукаво, он подключил к диагностическому разъему автомобиля сканер и старательно зафиксировал коды выявленных ошибок. Расшифровка показала, что провинились топливный насос, блок управления двигателем, форсунки и «мозги» противоугонной системы. «Виноват – отвечай», – решил диагност и приговорил все эти узлы... к замене! После ремонта (потянувшего, кстати, на 307 563 рубля 10 копеек) ошибки исчезли, но... проблема с оборотами осталась. Однако наш спец привычно списал ее на некачественное топливо.

Клиент оплачивать счет отказался, поскольку его заявку, судя по результату, так и не выполнили. Обиженные сервисмены обратились в суд, который, в свою очередь, привлек к делу эксперта.

Изучив пресловутые коды, специалист пришел к выводу, что каждый из них мог быть вызван несколькими неисправностями и, чтобы установить истину, все подозрительные системы надо проверять по отдельности. Однако демонтированных при ремонте деталей в мастерской не оказалось – их передали сторонней организации... для утилизации! Обошлись и без них – при проверке электропроводки блока управления двигателем эксперт обнаружил обрыв в цепи датчика скорости. Как выяснилось, код этой неисправности попадал в поле зрения горе-диагноста, но он ограничился лишь зачисткой контактов в разъеме.

Наконец-то все встало на свои места: не получая информации о скорости автомобиля, некоторые системы (например, дозирующая муфта ТНВД) перешли в аварийный режим, что и привело к появлению в памяти контроллера информации об ошибках. Очевидно, высокие обороты в этом сценарии управления двигателем прописаны не были... Остальное попало под раздачу случайно. Возможно, учитывая немалый пробег, оно и нуждалось в замене, но по другому поводу. А должен ли клиент платить за то, чего не заказывал? Служители Фемиды посчитали, что нет.

Подпишитесь на «За рулем» в