ОСАГО: Новые правила

Семь лет прошло с начала работы системы ОСАГО, но только сейчас в правительстве определились, сколько платить потерпевшим в аварии. Что изменится с сентября, когда новые правила вступят в силу?

Недавно депутаты подумали да и приняли поправки в Закон об ОСАГО, «благодаря» которым потерпевшие не могут рассчитывать на полное возмещение убытков по страховке (ЗР, 2010, № 4). Напомню: отныне водитель, если попал в аварию, компенсацию получит, но только с учетом износа своей машины! А как износ подсчитать? Для этого в правительстве разработали специальные правила, чтобы страховые компании самодеятельностью не занимались и честных граждан не обманывали.

Бросается в глаза обилие формул, по которым будут рассчитывать износ, впечатляет специальная таблица коэффициентов. Не постановление, а методичка по математике. Специалист, может, и справится с этим непростым действием, а вот обычный автовладелец ни за что не поймет, где и как его надули! Но красиво — всё по науке.

А еще в правительстве пришли к выводу, что машины из разных стран изнашиваются неодинаково. Например, авто, собранное в России, ветшает куда быстрее, чем сделанное, скажем, в Японии. Пусть даже машины — одной модели. Стало быть, выплата за машину нашей сборки, пострадавшую в аварии, будет меньше, чем за чисто иностранную. Для автомобилей, собранных в России, коэффициент износа равен 0,055 по возрасту и 0,0028 по пробегу, тогда как для японских — 0,036 и 0,0016 соответственно. Не верят наши чиновники, что в России научились качественно собирать «тойоты» и «форды».

Возьмем два условных автомобиля-­трехлетки, каждый с пробегом 40 тыс. км: «Ниссан», выпущенный в Санкт­Петербурге, и родной, японский. Подставляем в формулу числа и получаем, что у отечественного износ — 28%, у японского — 18%. Владелец забугорной машины получит для замены деталей денег почти вдвое больше. Справедливо?

К слову, в новом документе мудреные формулы расчета предусмотрены для каждой группы деталей. Для аккумуляторной батареи, комплектующих из пластмассы, деталей кузова или шин износ определяется раздельно.

Про безопасность снова позабыли. Скажем, на 10­летней машине тормозные диски или рулевая рейка считаются изношенными на 80%. А потому страховщики выдадут всего лишь 20% цены новых. Не обессудьте. Правительственные разъяснения касаются только порядка определения износа деталей, а вот документа, по которому станут вычислять ущерб после ДТП, до сих пор нет. А ведь Минтрансу поручили разработку единой методики еще в 2003 году! Непонятно, кто — страховые компании или эксперты будут использовать формулы, разработанные правительством. Более того, чтобы заработали предложения правительства, нужно дождаться появления некоего информационного обеспечения, разработка которого поручена все тому же Минтрансу. Сколько времени понадобится этому ведомству на подготовку «информационной составляющей», неизвестно. Пока чиновники думают, страховщики продолжают работать по старинке, то есть по собственным методикам. Их существует сегодня пять, и результаты расчета по ним отличаются друг от друга в разы. А что делать, если единого документа нет! В результате потерпевшие получают выплаты, в большинстве случаев похожие на подачки.

По мнению чиновников, запчасти из пластмассы изнашиваются меньше, чем металлические, а немецкие автомобили приходят в негодность быстрее японских.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии