Lada Sport: Интервью с руководителем

Виктор Шаповалов: нам неинтересно просто устанавливать каркас безопасности!

С тех пор, как фирменная команда Lada Sport закончила свои выступления в Чемпионате мира среди туринговых автомобилей (WTCC), о ней как-то и упоминать перестали. А вместе с ней стали забывать и руководителя проекта Виктора Шаповалова. Мы решили узнать, чем же сегодня занимается глава столь нашумевшего и вызвавшего разные толки вазовского демарша в мировой автоспорт. Как выяснилось в ходе нашей беседы, Виктор и сейчас при делах…

- В России нет автоспорта. До недавних пор это утверждение трудно было оспорить. Многие уверены, что нет его у нас до сих пор, да и вряд ли когда-нибудь появится… Тем не менее, вы придерживаетесь несколько другой точки зрения?

- Да, мягко говоря, немного другой. Я считаю, что в российском автоспорте сейчас переломный период, характеризующийся определенными тенденциями. Первая – подготовка сразу нескольких профессиональных кольцевых трасс, которых в России раньше не было. Давайте кратко пробежимся по ним. «Смоленское кольцо» – очень приличная трасса, европейского уровня. Да, не для Формулы 1, но вполне достойная, с хорошим профилем, интересной конфигурацией, которая в принципе позволяет пилоту проявить профессионализм. «Нижегородское кольцо» - тоже с точки зрения конфигурации очень приличная трасса. Там, правда, нет никакой инфраструктуры, но думаю, это следующий этап. Казанский «Каньон». С точки зрения конфигурации и пилотажа – это просто сумасшедшая трасса; я даже не знаю, с чем ее можно сравнить.

Что же касается спортсменов и автоспорта... Некоторое время назад все пытались сделать автомобили как можно дешевле, думая, что это даст определенный толчок развитию автоспорта и массовому приходу спортсменов в гонки. Для этого РАФ узаконила много доступных классов, группу N, R1 в ралли, класс «Национальный» – эти машины недорогие, в пределах 20 тысяч долларов.

Но, как ни странно, чуда не случилось. Люди не захотели в массовом порядке ездить на таких автомобилях. Видимо, все-таки человек, который стремится участвовать в автогонках, хочет ездить на действительно гоночной машине…

- Что вы под этим понимаете?

- Выражусь языком купюр: автомобиль становится гоночным, если стоит от 50 тысяч евро. Потому что есть базовые вещи, которые в машине должны быть, - например, спортивная подвеска, она дорогая; переделанная тормозная система; форсированный двигатель; каркас, ремни безопасности, сиденья, специальный бензобак и так далее. Список, естественно, далеко не полный.

Главное заключается в том, что те, кто в состоянии тратить большие деньги на автомобильный спорт, хотели бы иметь достойную гоночную машину. Те же, у кого нет денег, - они и на дешевую вряд ли найдут средства. У них другой путь – поиск спонсора. А до поры до времени они могут заниматься ребилдом, выкупая б/у технику.

Есть мировые примеры, когда люди приходили в автомобильный спорт, не имея за душой ни гроша. Яап Ван Лаген попал в гонки, когда работал на стройке, скопил немного денег и поехал в соревнованиях прокатного картинга – пару раз выиграл, его заметили, пригласили. Пару лет он мыл колеса в какой-то гоночной школе. И лишь затем ему разрешили попробовать себя за рулем спортивной машины. Энди Приоль – трехкратный чемпион мира. Он жил в вагончике в Сильверстоуне и подметал трек несколько лет, прежде чем кого-то убедил, чтобы ему дали старую машину для участия в гонках. С этого момента и началась его автоспортивная карьера…

Помимо тенденции удешевления спортивных машин, оказавшейся малоэффективной, есть и другая – состав участников гонок. Он весьма разношерстен. Одни едут хорошо и быстро, другие - полупрофессионалы, третьи – новички или бизнес-драйверы. То количество автомобилей, которое скопилось на руках - тоже сильно различается. У кого-то это машины, подготовленные по старым требованиям «Туринга», у кого-то - по новым, у других же вообще группа N. Это тоже надо сегментировать. Нужно вводить новые регламенты.

- Прошлый год был отмечен массовым уходом автомобильных компаний из различных автоспортивных дисциплин. На ваш взгляд, тенденция сохраняется?

- Я бы не стал на этом делать такого ударения. Да, случилось несколько уходов из первой Формулы, и они были достаточно громкими. Но если посмотреть на участие производителей в других гонках, то мы не обнаружим ни одного ушедшего, кроме Lada. Это было просто раздуто в СМИ. Многие команды, которые были заводскими, остались. Да, под другими именами, с другими собственниками… Но остались. Собственно, как и SEAT. Как заводская команда, они ушли из WTCC, но команда осталась.

В ралли, к примеру, пришло море производителей. Skoda вернулась, Peugeot, FIAT – я бы сказал, это даже массовый приход в гонки. Кто ушел из формулы, просто перешел в другие дисциплины. Opel объявил о том, что он приходит в DTM со следующего сезона. Концерн GM представлен в разных гонках разными брендами - Opel в DTM, Chevrolet в WTCC. Ford остался в гонках, Citroen…

- Все-таки вернемся к нам. Как по-вашему, есть ли потенциал у российских гонщиков в мировых сериях? Появились ли какие-то новые перспективные имена за последние два-три года?

- Да вы и сами наверняка знаете эти имена (смеется). А если серьезно, полагаю, что потенциал есть у всех, вопрос в личной трудоспособности, психологической устойчивости, таланте, воле, терпении. Сильных пилотов много, но есть топ-пилоты. До топ-уровня из российских пилотов еще никто не дошел. Зачастую наши пилоты по приходу в Чемпионат думают, что им для победы не хватит только быстрой машины. Уверяю вас, они ошибаются.

- Ну а Петров?

- Что касается Виталия, все в его руках. Успех зависит от того, насколько он сможет адаптировать себя к уровню гонок ЧМ.

- Кого бы вы еще отметили, так сказать, на вскидку?

- Михаила Алешина. Он едет в формуле Renault мировой серии. Этот человек приложил очень много усилий, чтобы достичь серьезного уровня выступлений.

- Пару слов о ваших личных формульных пристрастиях..

- В Формуле 1 болею за Марка Уэббера. Он заслуживает чемпионский титул, у него потрясающая работоспособность. Секрет команды «Ред Булл» – это даже не секрет, а обычный целенаправленный труд группы людей, который рано или поздно приводит к успеху. Когда они только пришли в Формулу 1, они были последними. У них было много факторов, которые обеспечивали возможность добиваться результатов, была серьезная поддержка компании, были деньги этим заниматься. Был хороший менеджер, довольно молодой, который знал, как распорядиться этими деньги. Была сильная команда, объединенная одной целью. Через шесть лет - они лидеры чемпионата.

- Неужели вы даже не упомяните о Михаэле Шумахере?

- То, что происходит с Шумахером, – вполне логично. Так и должно быть с пилотом после долгого перерыва. Когда ты выпадаешь из чемпионата топ-уровня, теряется определенный драйв.

- Поговорим о вашей автоспортивной биографии, Виктор. Вы, что говорится, плотно осели в Тольятти. Появилось настоящее дело? Что-то действительно стоящее?

- Сейчас мы с компанией «ТМС» (бывший «ТоргМаш»), коллективом, усиленным специалистами, которые были в команде LADA SPORT WTCC, готовим автомобили на базе Lada, прежде всего, для сложных, инжиниринговых гонок. Наш опыт позволяет делать автомобили уровня чемпионата мира (за плечами подготовка и испытания в боевых условиях Priora WTCC).

Также собираем узлы и агрегаты для различных видов гонок. Это КП, двигатели, - спортсмены используют их и в ралли-кроссе, и в кроссе, и в треке. В кольце очень мало Lada, они только в группе N, где практически серийные автомобили. Это не инжиниринговые классы, нам неинтересно просто установить каркас безопасности. Инжиниринговый класс – это, к примеру, Д1А в ралли-кроссе, класс европейского уровня – машины, сделанные по всем передовым принципам построения гоночного автомобиля. Соответственно в этот класс мы и предлагаем Lada Kalina различных версий подготовки. Вообще, сегодня из активно развивающихся и массовых гонок в России - ралли-кросс, пожалуй, на первом месте. Конечно, там машины более сложные и дорогие, но, как показывает практика, людям интересно тратить деньги на такие гонки. Так, недавно подготовили две Kalina для известных татарских спортсменов Ирека и Джаудата Миннахметовых. На тестах машины показали отличные результаты. Вазовский серийный двигатель форсирован до 215 л.с. (только он один стоит порядка 600 тысяч руб.). На этих машинах спортсмены планируют принять участие в Кубке Президента Татарстана (28-29 августа) и дальше участвовать в рамках чемпионата России по ралли-кроссу. Что интересно, на Кубок Президента Татарстана приедут также ребята со своими машинами из Европы – боевыми Renault, Citroen, Volkswagen. Это будет уже конкуренция российских производителей и иностранных, что само по себе уже интрига.

Еще один интересный нам вид соревнований – это зимний трек, класс А1600 – там серьезные двигатели, порядка 185-190 л.с. Это довольно насыщенный класс, соревнования проходят во всех регионах России, собирая большое количество участников. Туда мы тоже готовим технику. Ну и, конечно, продолжаем с надеждой смотреть в сторону кольцевых гонок, потому что любим кольцевой автоспорт. Поглядим, как будет развиваться «кольцо», и какие автомобили могли бы насытить этот класс, в том числе и на базе Lada.

Одно могу сказать точно: если будет развиваться «Туринг», то Priora подготовки WTCC еще даст о себе знать. Это – автомобиль мирового уровня. Думаю, что если в этом году мы бы участвовали в чемпионате мира, она каждую гонку боролась бы за подиум. Priora WTCC – это топ-машина, и она вполне конкурентоспособна для участия в соревнованиях класса «Туринг» любого уровня.

- Что же, будем надеяться, что это когда-нибудь произойдет. И искренне желаем вам удачи!

- Спасибо.

Подпишитесь на «За рулем» в