Хроника «60 часов»За рулем»

Шестое «Первенство заводской марки» принесло сюрпризов едва ли не больше, чем все предыдущие…

I место «ФОЛЬКСВАГЕН-ПОЛО СЕДАН» (Калуга) 1,6 л, 102 л.с., 5-ступенчатая механика

II место «РЕНО-САНДЕРО» (Москва) 1,6 л, 102 л.с., 5-ступенчатая механика

«ФИАТ-ЛИНИЯ» Сход (ДТП) (Елабуга) 1,4 л, 120 л.с., 5-ступенчатая механика

РЕГЛАМЕНТ «60 ЧАСОВ»ЗА РУЛЕМ»-2010

Цели и задачи марафона прежние: испытания машин на надежность и выносливость за фиксируемое время – 60 часов. В течение пяти дней примерно по 12 часов в сутки три автомобиля утюжат дороги полигона НИЦИАМТ ФГУП «НАМИ». Четыре дня три автомобиля с «пассажирами» – водоналивными манекенами общей массой около 200 кг на максимальной скорости ездят по скоростному кольцу длиной 14,1 км. Один день отдан специальным тестам на булыжнике, грунтовой дороге и упражнениям на разгон и торможение. Остановки – для дозаправки, смены водителей и непредвиденного ремонта.

Работа с гаечными ключами наперевес не должна отнимать более 60 минут. Автомобиль, не уложившийся в этот норматив, с пробега снимаем. Запчастей минимум: ремни генератора, лампы, свечи, шины. Вне хронометража можно вечером и утром долить масло и охлаждающую жидкость, устранить мелкие дефекты, не влияющие на безопасность.

Ежедневно фиксируется время в пути и на остановках, пройденное расстояние, средняя скорость, расход топлива. Оцениваем также поведение автомобилей на скоростном кольце и иных дорогах. Места по окончании марафона расставляем, исходя из совокупности всех измеряемых и оцениваемых параметров.

...До старта примерно 12 часов. Все вроде бы готово, за пять лет операции отработаны до автоматизма. Машины обкатаны, заботливо обслужены, шины смонтированы на диски, манекены, которых нам предстоит катать на задних сиденьях, наполнены водой, еще раз проверены их крепления. Снаряжены техничка и два прицепа с запасными шинами, ремонтным, хозяйственным и прочим необходимым скарбом. Все на мази. Но мы то и дело переспрашиваем друг у друга: «Это сделали? А это?». И даже шутим как-то нервно: экзамен ведь сдавать не только машинам, но и нам.

Партнеры проекта: Goodyear (шины),

ДЕНЬ ПЕРВЫЙ: О РЕЗВОСТИ И АППЕТИТЕ

Небо заволакивает тучами, ветер усиливается, старт откладываем на сутки из-за штормового предупреждения.

Говорят, уезжать в дождь – хорошая примета. Стартовать, наверное, тоже?

Шторм прошел стороной, утро следующего дня выдалось тихое. С волнением отправляем по очереди марафонцев на дистанцию. Первым уходит «ФИАТ-Линия» (самый быстрый, по нашим замерам), через минуту «Фольксваген-Поло», за ним с таким же интервалом «Рено-Сандеро». Волнение улеглось, закипела дружная работа.

На первых кругах привыкаем к машинам. Становится окончательно ясно, какая из них самая быстрая: на спусках «Линия» практически кладет стрелку спидометра до отказа – на отметку «220». Средняя скорость лучшего круга чуть больше 192 км/ч. Неудивительно, что голубой ФИАТ обходит «Рено-Сандеро» со свистом – тот лучший свой круг прошел со скоростью 166 км/ч.

Самый частый гость на заправке – «ФИАТ-Линия». Бегает быстро, но и кушает с аппетитом.

«Фольксваген-Поло» занял промежуточную позицию: сдается обгоняющему ФИАТу, но побеждает (хотя и не слишком легко) «Рено». Лучшая средняя скорость на круге 182 км/ч. Впрочем, все эти показатели для нас не главные (тем более что временами принимается дождь и тогда средние скорости заметно падают). Куда интереснее частота заправок. Она, впрочем, вполне предсказуема.

FIAT Linea

ФИАТ подъезжает к бензовозу через час плюс-минус две-три минуты, демонстрируя отменный (более 20 л на 100 км) аппетит: бак для него явно маловат. «Фольксваген» ходит примерно 1 час 40 минут, а «Рено» целых 2 часа. Расход топлива у них близкий: между 16 и 17 л на сотню.

Первое приключение восприняли как курьез: «Рено»... заглох! В паре километров от базы кончилось топливо. Механики заподозрили пилота в невнимательности – дескать, прозевал вспышку лампы резерва и вовремя не заехал к заправщику. Раздосадованный водитель уверял, что лампочка зажглась пару километров назад, а борткомпьютер обнадежил, что ехать можно еще 32 км, то есть пару 14-километровых кругов! Но кто же поверит пилоту – механиков трое, а он один! Потеря времени невелика, страсти быстро угасают. Но остановку фиксируем.

На спусках стрелка спидометра «Фольксвагена» достигала отметки «200». Затем срабатывал ограничитель – больше автомобиль не разгонялся.

Через 1731 км после старта «Фольксваген» теряет левую заднюю шину. Вероятнее всего, виноваты острые кромки сколов асфальта. Это, к счастью, последнее нештатное событие первого дня, не считая уже привычного дождя, превратившегося сразу после финиша в ливень с градом.

Первый день и первая разрушенная покрышка. Слева – «автор прокола» Денис Арутюнян, справа – Денис Панов, снабженец, водитель технички, механик... и вообще «ответственный за все».

Вечером, осматривая машины, обнаружили сместившуюся из-за ослабленного хомута трубу выпускной системы ФИАТа. Штраф по времени машине не начислили, немудреную неисправность устранили после финиша. К счастью, это единственная претензия к автомобилям. И для них, и для нас долгий день наконец заканчивается.

После первого дня пришлось поставить на место трубу выпускной системы и подтянуть хомут на ФИАТе. Исполнитель – механик техцентра ЗР Евгений Михалкевич.
Заключительный аккорд банного вечера.

ДЕНЬ ВТОРОЙ: СКОРОСТИ, УГЛЫ И ХОМУТЫ

Все идет по плану: машины спозаранку наматывают на колеса асфальт скоростной дороги. ФИАТ разошелся не на шутку: на одном из кругов максималка превысила 213 км/ч! Кушает бензинчик все с тем же завидным аппетитом. Посчитали: за первый день «Линия» переварила больше полутонны топлива.

На спусках стрелка спидометра в ФИАТе падала в положение «дальше некуда».

На руле ФИАТа временами возникает вибрация. В «Линии» на предельных скоростях в начале марафона мелко задрожали наружные зеркала, левый подрулевой переключатель и рычаг коробки передач, а теперь вибрации все ощутимей. На заправке осматриваем шины: износ штатного «Бриджстоуна» (в этом году решили попробовать и ту обувку, на которой машины едут в автосалоны), уже велик и вдобавок неравномерен: у передних шин съедаются внешние дорожки. Странно, примерно так же изнашивается левое заднее колесо!

Износ штатных шин ФИАТа стал некрасивым в середине второго дня, а в конце его – критическим.

«Рено» и «Фольксваген» пишут круги с регулярностью и точностью скорого поезда. ФИАТ продолжает их обгонять, но вибрации постепенно нарастают. Примерно за час до финиша вновь начинается ливень, да такой, что скорость порой приходится снижать до 80 км/ч. Местами дорога превращается в мелкую, но бурную реку. На «Линии» с ее корявыми шинами в такой обстановке ехать уж точно нельзя. Докатываем день на свежем комплекте шин «Гудиер».

Соскочивший с патрубка интеркулера хомут «Линии» – косвенная причина выброса около полутора литров масла.
На коротких остановках под капот, помимо наших механиков, иногда успевали заглянуть гости. Представитель марки ФИАТ Вадим Переверзев внимательнее всего осматривал, конечно же, «Линию».

Вечером традиционный техосмотр. У ФИАТа соскочил хомут патрубка интеркулера. Из-за этого увеличилось давление в картере и масло выдавило из уплотнителей турбины. Долили примерно полтора литра. Бурно обсуждаем: почему не заметили потери мощности на ходу? Но ведь скорости в дождь на последних кругах резко упали.

ДЕНЬ ТРЕТИЙ: ВПАДАЕМ В КРАЙНОСТИ

Сегодня в программе самые трудные, но интересные испытания: поедем по булыжнику. Утром доливаем примерно 400 г масла в двигатель «Фольксвагена». Расход нормальный, ведь промчались почти 5000 км на высокой скорости.

На булыжник первым уходит самый низкий и мягкий по подвеске ФИАТ. Ехать сложновато, машина приседает и раскачивается. Несмотря на повышенную осторожность, опытный водитель пару раз все же чиркает о камни слабенькой защитой картера. А с пассажиром, то есть с полной нагрузкой, избежать касаний о них не удалось вовсе.

Водители «Фольксвагена» и «Рено» таких проблем не испытывают. «Поло» идет пусть и жестковато, растрясая организм, но уверенно, без раскачки. А подвеска «Сандеро» и вовсе работает вполсилы. На нем, пожалуй, можно бы двигаться раза в полтора быстрее. Но в «Рено» многовато посторонних шумов, дребезжат двери и что-то в районе бардачка. ФИАТ и «Фольксваген» заметно тише. У первого раздражает лишь дребезг где-то возле механизма регулировки рулевой колонки.

Руководитель техцентра ЗР и мастер на все руки Геннадий Емелькин встречает очередной автомобиль для вечернего осмотра.

После круга на булыжнике заезд по скоростной дороге для испытания «старт-стоп». Автомобили семь раз на протяжении 14 км останавливаются со скорости 120 км/ч в режиме, близком к экстренному. Затем интенсивный разгон – и вновь остановка. Субъективно ощутить, что у какой-либо из машин тормоза поплыли, не удается. Все работают исправно даже после изрядного нагрева.

Булыжник, торможение и вновь булыжник… Нехитрую вроде, но монотонную работу под вечер разбавляем «забегами» по грунтовке. Размокшую, неглубокую глину машины преодолевают без особого напряжения. Правда, ФИАТ вновь не совсем в своей тарелке. Чаще, чем конкуренты, трется днищем о землю и, что хуже, о камни. Ехать приходится медленней и аккуратней, чем на «Рено» и «Фольксвагене». Там, где «Сандеро» и «Поло» лихо проносятся, ФИАТ приходится осаживать.

Итог вполне закономерен: у «Линии» к финишу второго дня надорвана клееная защита бензобака, заметны потертости не только на защите, но и на подрамнике и даже сильфоне выпускной системы. Таких испытаний машине явно достаточно.

На полигоне это называется «легким грунтом». В жизни – нормальный российский проселок.

ДЕНЬ ЧЕТВЕРТЫЙ: КОРЕННОЙ ПЕРЕЛОМ

Все идет в отработанном ритме. ФИАТ по обыкновению первым зашел на утреннюю дозаправку и вновь накручивает уже шестую тысячу тестовых километров.

...Хорошо, что за рулем сидел один из самых опытных водителей. Косуля не перебегала дорогу, а молниеносно прыгнула из-за левого отбойника, на излете угодив в левую фару. К счастью, не в ветровое стекло! ФИАТ, мчавшийся на 190, с разрушенным поворотным кулаком, разорванным левым тормозным шлангом и высекающим искры помятым подрамником пролетел еще метров триста. Слава богу, наш пилот Сергей Клочков удержал машину на дороге. А ведь мог запросто пробить ограждение и улететь в лес. О последствиях подумать страшно, подушки-то уже сработали. Управлять снарядом без тормозов, на оставшихся трех колесах помогли хладнокровие и высокое мастерство. Его Сергею не занимать. Небольшой ожог руки от раскаленных газов подушки – единственная травма пилота.

Впервые за шесть лет мы потеряли машину в аварии. Две другие оставались на трассе, конечно же снижая скорость до безопасной во время эвакуации «Линии» и очистки дороги.

Постепенно эмоции улеглись – пока на «Рено» посередь трассы во второй раз не кончился бензин. Ситуация повторилась: другой доверчивый водитель стал жертвой обманщика-компьютера, утверждавшего, что можно проехать еще 37 км. Потеря нескольких минут и родившееся подозрение: виноваты не только водители...

Грунт – не стихия «ФИАТа-Линия». Лучше всего он чувствует себя на ровном шоссе.

ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА: «ФИАТ-ЛИНИЯ»

Просторный автомобиль подкупает резвостью и комфортом на ровных дорогах. Мягкая подвеска хорошо скрадывает мелкие сколы и неровности. Но в поворотах автомобиль заметно кренится, выталкивая водителя из довольно удобного в спокойных режимах движения, но мягкого и мелкого сиденья.

«Линия» очень не любит столь частых на наших дорогах волн: раскачивается во всех измерениях тем интенсивнее, чем выше скорость.

Проселки тоже не для ФИАТа, тем более сильно нагруженного. Здесь раскачка, обусловленная мягкой подвеской, приводит к касанию с грунтом даже на очень низких скоростях.

Зато на любых дорогах и во всех режимах очень неплох акустический комфорт ФИАТа – и субъективно, и по инструментальным замерам.

ПЕРВЫЙ В РОССИИ

Получилось, что мы провели незапланированный первый в России крэш-тест «ФИАТа-Линия». И пусть он прошел не по нормам ЕЭК ООН или EuroNCAP, машина показала себя хорошо. Кузов, как и следовало, поглотил немалую энергию удара. Штатно сработали подушки безопасности, уберегли водителя (конечно, вместе со шлемом) даже от незначительных травм. Водительская дверь открылась легко – сместившееся крыло лишь немного помешало ей, замок же сработал нормально.

Вадим ПЕРЕВЕРЗЕВ, менеджер по российскому рынку инженерного подразделения FIAT Group Automobiles:

«Во-первых, спасибо Сергею Клочкову за его профессионализм и самообладание. Авария на скорости 190 км/ч, практически невообразимая в реальных условиях, могла привести к самым печальным последствиям. Нам отрадно отметить, что «ФИАТ-Линия» в такой ситуации спас жизнь испытателю. Что касается пары замечаний, которые высказали эксперты журнала, то напомню: на «60 часах «За рулем» находился один из первых собранных в России автомобилей, из установочной партии. На основе данных ЗР нами внесены изменения в технологический процесс сборки «Линии». В частности, введены дополнительные операции контроля всех соединений патрубков зон днища и моторного отсека».

ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА: «РЕНО-САНДЕРО»

Те, кто знаком с «Логаном», опознают родственника с закрытыми глазами. Хэтчбек с длинноходной прочной подвеской – король разбитого асфальта, булыжника и грунта.

Идет по проселку, словно кроссовер, только что без заднего привода. Лишь салонных шумов многовато. На трассе возможности шасси в целом соответствуют возможностям мотора. Управлять «Рено» просто и спокойно. Машина не провоцирует на очень уж резкую езду, даже на полном дросселе не достигает скоростей, когда крены кажутся неприятными, тем более опасными.

У «Рено» самая высокая средняя скорость дня с учетом остановок – 159,1 км/ч.

Подвеска и здесь здорово демпфирует неровности, при этом автомобиль довольно неплохо (хотя и не мгновенно) слушается руля.

Ольга СЕРГЕЕВА, пресс-атташе Renault в России:

«Мы очень давно сотрудничаем с журналом «За рулем» и всегда рады, когда наши автомобили участвуют в тестах: знаем, что они в руках профессионалов. Тест «60 часов» дает возможность проверить автомобиль в условиях, приближенных к экстремальным. У редакционного «Рено-Сандеро» обнаружилась погрешность маршрутного компьютера, неправильно отмечавшего остаток топлива. Однако с начала продаж «Сандеро» на мировом рынке в 2007 году не было зафиксировано ни одной подобной проблемы у клиента, что позволяет надеяться: данный недостаток случаен и будет изучен на конкретном автомобиле. На российском рынке «Рено-Сандеро» недавно, но уже пользуется большим успехом у покупателей и, уверены, станет им надежным товарищем».

ДЕНЬ ПЯТЫЙ: ПОСЛЕДНИЙ БОЙ И ПЕРВЫЕ ИТОГИ

Утром в «Фольксваген» вновь долили граммов триста масла. «Рено» этой операции так и не потребовал.

Последние сотни километров машины утюжат почти без проблем. Вот только водитель, еще не знакомый с нравом «Рено»… правильно, останавливается у обочины без бензина. Третий случай. Компьютер в своем репертуаре: мол, впереди еще 32 км, а лампочка загорелась едва ли больше километра назад. Конечно, в обычной эксплуатации редкий водитель доводит машину почти до иссушения, но небольшие простои «Рено» из-за обманного компьютера, пусть и в экстремальных условиях, бесспорны. Они и обусловили второе место «Сандеро» в марафоне. Отрыв «Фольксвагена» минимален, но первое место справедливо. Автомобиль ни разу не потребовал вмешательства ремонтников, если не считать замен шин, в которых «Поло» не виноват.

Замеры после финиша показали: машины не потеряли ни прыти, ни эффективности тормозов. Максимальная скорость у каждой увеличилась, эластичность улучшилась. Тормозной путь «Фольксвагена» незначительно удлинился, а у «Рено» уменьшился. Зато выбег у «Сандеро» чуть сократился, а у «Поло», напротив, увеличился. Впрочем, все показатели укладываются в пределы погрешности измерений, износа шин и изменения климатических условий.

Марафон завершен, но его, конечно же, важные итоги справедливо считать также промежуточными. Редакционная жизнь машин только начинается. «Поло», «Сандеро», а чуть позже и «Линия» станут теперь наматывать километры в обычных условиях и участвовать в новых интересных тестах. В журнале, разумеется, появятся отчеты о жизни и поведении. Сейчас же – поздравления победителю!

ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА: «ФОЛЬКСВАГЕН-ПОЛО СЕДАН»

Поиск конструкторами компромисса между точной немецкой управляемостью и приспособленностью к нашим дорогам завершился довольно успешно, хотя и с небольшим акцентом на первой. Автомобиль не сильно кренится даже в быстрых поворотах, быстро и охотно слушается руля. Оборотная сторона медали – жестковатая, довольно короткоходная подвеска, особенно не любящая кочек, на которых ощутимо и возмущенно бумкает.

И отдельно похвалим шины – штатные российские «Кама-Евро 129» отлично показали себя в ходе марафона!

То же происходит на булыжнике. Раскачать машину до касания днищем земли трудно, но комфорта водителю и пассажирам достается совсем немного. На высоких скоростях «Фольксваген» шумноват по мотору и аэродинамике, но салон тихий даже на самых трясучих участках. Очень привлекательны скоростные качества и экономичность. Двигатель всего-то на 3 силы мощнее того, что на «Рено», а средняя скорость при практически том же расходе топлива заметно выше.

Скорость «Фольксвагена» день ото дня понемногу росла (это подтвердили замеры после финиша). В последний день на сухой трассе машина (с учетом остановок для заправки) развила 179 км/ч.

Низковато висит тросик ручника. Левый крючок его крепления возле рычага задней подвески оторвался, вероятно, из-за выброшенного колесом камня. На дееспособность тормоза это не повлияло, но все-таки – непорядок.

Др Эрнст ЛИНДНЕР, руководитель технических проектов марки Volkswagen в компактном классе:

«Мы гордимся высокими результатами «Фольксвагена-Поло Седан» в этом важном тесте. Автомобиль одинаково уверенно проявил себя и на скоростных трассах, и на российских грунтовых дорогах. Именно этих качеств мы добивались при его разработке. Результаты теста журнала «За рулем» демонстрируют традиционную для марки надежность и качество автомобилей «Фольксваген», в том числе произведенных на российском заводе в Калуге».

Пилоты марафона «60 часов»За рулем«-2010:

Сергей Воскресенский
Юрий Тимкин
Максим Сачков
Александр Крапивин
Сергей Клочков
Сергей Канунников
Валерий Жаринов
Максим Гомянин
Денис Арутюнян
ыв

Подпишитесь на «За рулем» в