Сэр Благородный

Сэр Благородный

Похоже, Noble M12 GTO - единственный автомобиль в мире, где на каждое из двух кресел приходится по паре ремней. Одни как в "нормальных" машинах, фиксирующие туловище по диагонали и поперек живота. Вторые - многоточечные, с лямками на плечах. Наблюдая посадку водителя, можно сразу понять, как он настроен. Пристегнется "гражданским" ремнем - поедет тихо (т. е. покатится, по суперкаровским меркам). Затянется лямками - собрался "зажигать".

Уникальность этого автомобиля именно в двуличности. На многих других суперкарах невозможно ездить по городу (стоять в пробках, переезжать "лежачих полицейских", парковаться в тесноте). На Noble при определенной тренировке это не так уж и трудно: главное - не терять бдительности. И конечно, всегда нужно учитывать, что этот автомобиль с полным правом внесен в список суперкаров, быстрейших автомобилей планеты.

Если не "лизать" педаль акселератора, разрешить стрелке тахометра перевалить средние деления - получится настоящая "психованная тачка", способная заставить покрыться холодным потом даже самого выдержанного человека. Это второе лицо любимого детища автогонщика и конструктора сэра Ли Нобла.

По сути, это профессиональный спорткар, поэтому настройки ходовой просто великолепны. Иного и не дано: Ли, до того как создать собственную марку, воплотив в ней все самые лучшие идеи, долгие годы конструировал именно спортивную технику. Например, возглавлял работы по "доводке" характеристик эталонного суперкара McLaren F1. Сделал два концепта с двигателями разных конструкторских школ - европейской и американской... И собственноручно испытывал свои автомобили на гоночных трэках.

Разумеется, когда у сэра Нобла появилась возможность наладить мелкосерийное производство своей машины, он, как говорят англичане, "сделал все лучшее", то есть приложил все усилия, чтобы проект оказался коммерчески успешным... Возможно, Ли немного помогло и то, что его фамилия, унаследованная, согласно британским традициям, его автомобилем, означает "Благородный, Выдающийся". Как говорится, имя обязывает.

Небольшая компания, штаб-квартира которой расположена в Лестершире (слышали когда-нибудь?) сейчас не испытывает недостатка в заказах: приходится выпускать вовсе не по 20 автомобилей в год, как планировали, а на порядок больше. А большинство операций выполняется вручную. Этот автомобиль не собирают, его строят! На самых настоящих стапелях, высококвалифицированные мастера.

Особенно удивляет, что Noble делают не на одном заводе. Схема производства довольно сложная: стеклопластиковые кузова "клеют" в ЮАР (Порт Элизабет), двигатель берут с конвейера европейского завода Ford и отправляют в тюнинговую компанию неподалеку от Лестершира, шестиступенчатую коробку марки Getrag "доводят до ума" в своем цеху. Непосредственно на месте делают две операции - изготавливают детали шасси и собирают все вместе.

После сборки автомобиль отдают в руки ответственного по качеству, и он отправляется в 65-километровую поездку вокруг завода. На маршруте встречаются участки с разными видами покрытия, можно попробовать разные скоростные режимы и пройти виражи разной сложности.

Попробуем и мы. Хотя не претендуем на какие-то особые умения по сравнению с другими водителями. Но нам смело!

Выглядит этот британский спорткар дорого. Пожалуй, на вид он даже дороже истинной стоимости. Попробуйте угадать его цену, а потом загляните в конец материала. Вряд ли стоящая там цифра больше вашей. Скорее всего наоборот.

Стоя рядом с этим автомобилем, даже человек небольшого роста почувствует себя высоким: как истинный суперкар, Noble распластан по асфальту. Прежде чем нырнуть вглубь и внутрь, нужно снять с себя все лишнее: салон тут, как и положено по законам жанра, тесный, а багажника просто нет. Правда, небольшой рюкзак или чемоданчик с зонтиком можно пристроить на полочку за спинками сидений, а остальные мелкие вещи разложить в сумки с логотипами, заполняющие немногочисленные ниши салона.

Садясь за руль, нужно сложиться наподобие перочинного ножика. Если ноги длинноваты, левую придется протаскивать в педальную нишу (это в нашей версии, а в Англии пришлось бы произвести манипуляции правой). Дотянувшись до широкой двери и закрыв ее (закрывается легко), угнездившись на месте, можно отметить: а ведь удобно! Да что там, через некоторое время можно найти даже некоторые признаки роскоши: карбоновую отделку руля и алькантаровую - сидений, на центральной консоли - управление кондиционером, а перед пассажирским местом - магнитолу. Пардон, а как этой "музыкой" командовать, ведь сиденья разделяет внушительный тоннель? Менеджеры "Спортмобиля" (компании, продающий суперкар в России), отвечают шуткой: "Нужно возить с собой блондинку!". Совет ценный, но нам не подходит: блондинки в список рабочего инструмента пока не включены. Тогда выясняется, что по заказу можно установить на рулевой колонке джойстик Sony.

А впрочем, это даже хорошо, что в "нашем" Noble музыка молчит. У этого автомобиля тааакой звук! С поворотом ключа зажигания и нажатием кнопки Engine Start на консоли (особый английский смак) за спиной оживает двигатель. Догадаться, что в прошлом это обычный Ford V6 - такой же, что ставят на Maverick и Mondeo, невозможно. Сразу чувствуется присутствие сдвоенного турбонаддува. Да и выхлопная система тут своя, настроенная. На холостых двигатель работает удивительно мягко, только выхлоп басит - так и нужно.

Затянемся-ка, пока двигатель прогревается... Тут впору вешать авиационные таблички "No Smoking, Fasten Belts". Последним и займемся. На подгонку ремней безопасности уходит несколько минут. Потом подстраиваем руль, зеркала, пробуем коробку. Ого, педаль сцепления тут туговатая. Да и рычаг коробки норовистый. Ну ладно, освоим. Не спеша - из бокса на улицу.

...После первого нажатия на педаль акселератора - временное помутнение. Что-то сердце быстрее забилось, дыхание слегка перехватило... Нога, привыкшая к обыкновенной легковушке, чуть передавила - задние ведущие коротко взвизгнули, часть протектора ушла в сизый дымок. Автомобиль метнулся к первому (пологому) повороту, ударив подголовником спинки в глупый затылок. Э, с этой штукой нужно все же поаккуратнее: тет-а-тет все эти 352 л.с. и 478 Н*м кажутся совсем не такими "домашними", как полчаса назад, при первом осмотре машины в боксе.

И хотя осознание неординарности поездки не покидает, осторожность иногда ложится в спячку, уступая место безрассудному любопытству: а если на пятой передаче с 60-и ускориться?! Нормально, прет! А если с шестой да с 50-и?! Прет, вдавливает!!! Уже через 10 минут за рулем становятся понятны принципы: если прибавлять без фанатизма - ускорение оказывается плавным, не пугающим. Рулится машина бесподобно: если сконцентрироваться, можно огибать все неровности на асфальте. Колдобины объезжать обязательно - подвеска предельно короткоходная, пробьет только так. И осторожнее c тормозами! Те, кто сзади, не ждут торможения перед такими мелкими ямками, заняты изучением машины, а потому вяло реагируют на окружающую действительность и останавливаются много медленнее...

Подальше от городского потока - внимание со стороны других поначалу занимает, а потом донимает. Хотя обижаться на них не стоит: не каждый же день такое чудо выезжает на улицы. Тем более этот серебристый: со своим огромным антикрылом он выглядит покруче многих Ferrari и Porsche. Да и ездит покруче. Но это со стороны не видать...

Сухие цифры говорят, что M12 GTO 3R умеет разгоняться до 100 км/ч за 3,7 секунды и развивать максимальную скорость 274 км/ч. До поездки эти данные пассажирам лучше не сообщать - запаникуют, убегут. Может быть, кое-кого удержит элементарное любопытство. Этот автомобиль соревновался на классической дистанции в четверть мили с реактивным самолетом... Штурмовик королевских ВВС оказался впереди "недорогого" суперкара мелкой фабрики из Лестершира всего на 1,19 секунды!

Выезд на широкий и пустой участок дороги с ровным по нашим меркам покрытием был спланированным. Вот тут можно чуточку порезвиться. На отрезке - три поворота. Один - левый, пологий, через пару сотен метров - правый, крутой, под 90 градусов. И полкилометра спустя - опять левый, около 70-ти, со спуском.

Ознакомительная поездка на 110-ти дается легко: просто вкатываемся. Возвращаемся к исходной точке, начинаем "атаковать". Ле-е-евый - приятно кренит голову, правый - ого, вот это хватка! Только желудок куда-то набок съехал... Ускорение, ускорение, левый внииз! Хорошо, что ремни притягивают к сиденью - иначе "воздушная яма" обеспечена. С каждым новым проходом уверенность в машине возрастает, доходя до наглости. От полного безрассудства спасают только иссякающие силы и песочек, припорошивший "правый 90": корму на нем слегка переставляет, и хотя машина отлично выправляется, сердце снова екает.

Особый разговор - звук. Похоже, конструкторы работали над ним особенно тщательно, добиваясь великолепной полифонии во всех режимах. И главным "запевалой" выбрали biturbo. При наборе скорости турбонагнетатели втягивают порции воздуха с жадным ровным посвистыванием, а при переходе на "нейтраль" сбрасывают излишек с коротким звенящим уханьем. И эти звуки провоцируют вновь и вновь ускоряться и тормозить, ускоряться и тормозить.

Немного огорчает только коробка: сам агрегат работает нормально, но механизм выбора передач, нормальный для легковушки, на спорткаре выступает плохо - вбивать передачи коротким рычагом быстро надоедает. Благо, тяговитый мотор позволяет лишний раз не трогать его...

Подкатываем к боксам "Спортмобиля". Noble в последний раз за день стравливает лишний воздух и довольно урчит мотором. Немного постоим, остынем. Это нужно нам обоим. На пандус пусть въезжает механик - передним спойлером лучше не рисковать. Пусть стоит он столько же, как какой-нибудь тюнинговый бампер для BMW, но уродовать ТАКУЮ машину из-за элементарной небрежности непростительно.

Пока я делюсь впечатлениями о поездке с менеджерами "Спортмобиля", Noble моют. И когда запас восторженных эпитетов подходит к концу, надраенный M12 GTO 3R сияет, как новенькая монета. Получаю прайс-лист, прощаюсь, выпускаю скромный уже резерв благожелательных отзывов и иду к тонированной двери офиса. Эге! Да вы оба сияете! По лицу блуждает глупая улыбка... Вероятно, такую же замечают тут все, кто закончит тест-драйв британского суперкара.

Жаль, что не всем дано это испытать...

Фото автора

Подпишитесь на «За рулем» в