Отечественные автомобили: Любить по-русски

Программа утилизации всколыхнула угасший было интерес покупателей к автомобилям отечественной конструкции...

Какой автомобиль считать исконно отечественным? Мы остановились на моделях, изначально разработанных в нашей стране, степень локализации производства которых близка к 100%. Исключением стал лишь «Сайбер». Коммерческий транспорт в расчет не брали. Поэтому в обзоре отсутствуют чисто грузовые «Соболь-Бизнес», «Газель», ульяновские «Патриот Карго», «буханки» и «головастики». Кстати, последние нередко покупают в личное пользование (в основном пассажирские и грузопассажирские версии), но сам производитель все же позиционирует их как коммерческий транспорт.

Волжский автомобильный завод

«Лада-2105/2107»

На этих автомобилях выросло не одно поколение отечественных автомобилистов, ведь их выпускают на Волжском автозаводе уже три десятка лет. Причем до наших дней они дошли почти в первозданном виде, разве что на смену карбюратору пришел впрыск топлива. На машинах до сих пор нет даже гидроусилителя руля, не говоря уже о подушках безопасности и ABS. В последнее время «классика» пользуется ажиотажным спросом – интерес подстегнула программа утилизации. Сразу же поползли вверх и цены. Впрочем, в соответствии с планами модернизации АВТОВАЗа классическое семейство вскоре покинет родной конвейер. Возможно, его сборку перенесут на «Иж-Авто», где также планируют возобновить производство «четверок». Тест – ЗР, 2009, № 1.

СИЛОВОЙ АГРЕГАТ: бензиновый 1,6 л, 73 л.с., М5, задний привод.

ОБЩИЕ ДАННЫЕ: максимальная скорость – 150 км/ч, разгон до 100 км/ч – 16 с, средний расход топлива – 8,5 л/100 км, объем багажника – 379 л.

«Лада-Самара»

Еще один вазовский долгожитель. По сути, это хорошо знакомые с 1980-х годов «восьмерки», «девятки» и «девяносто девятые», обновленные за счет измененной внешности и внутреннего убранства. Конструкция в основном осталось прежней. Зато отремонтировать и обслужить подобные автомобили готовы почти в любом сервисе, а запчасти для них продаются повсеместно. Для всех модификаций предусмотрен единственный двигатель – 8-клапанный 1,6-литровый мощностью 81 л.с., отвечающий экологическим нормам Евро III. Кузова – трех- и пятидверный хэтчбеки, четырехдверный седан. Комплектаций две – «Стандарт» и «Люкс». Последняя располагает бортовым компьютером, задними подголовниками, противотуманными фарами, атермальными стеклами и колпаками колес. Тест – ЗР, 2009, № 3.

СИЛОВОЙ АГРЕГАТ: бензиновый, 1,6 л, 81 л.с., М5, передний привод.

ОБЩИЕ ДАННЫЕ: максимальная скорость – 160 км/ч, разгон до 100 км/ч – 14,2 с, средний расход топлива – 7,6 л/100 км, объем багажника – 330–998 л.

«Лада-Калина»

Самая современная модель АВТОВАЗа. Помимо трех типов кузова (седан, хэтчбек, универсал) предлагается столько же моторов на выбор: 8-клапанный 1,6 л (81 л.с.) и два 16-клапанных – 1,4 л (89 л.с.) и 1,6 л (98 л.с.). Трансмиссия – 5-ступенчатая механическая. Комплектации: «Стандарт», «Норма» и «Люкс». В самых дорогих, помимо электропакета, есть подушки безопасности для водителя и переднего пассажира, ABS, ремни с преднатяжителями. Ближе к 2012 году обещают выпустить бюджетную версию Low Cost, которая придет на замену «классике» и «Самаре». В опытно-промышленном производстве собирают модификации «Спорт». Помимо этого, идут работы над так называемым проектом 11174 («Ока-3») – укороченной на 200 мм трехдверной «Калиной». Тест – ЗР, 2010, № 3.

СИЛОВОЙ АГРЕГАТ: бензиновый 1,6 л, 81 л.с., М5, передний привод.

ОБЩИЕ ДАННЫЕ: максимальная скорость – 160 км/ч, разгон до 100 км/ч – 13,3 с, средний расход топлива – 7,8 л/100 км, объем багажника – 400–757 л.

«Лада 4×4»

Наиболее доступный вседорожник российского рынка. Несмотря на почтенный возраст (конструкции более 30 лет), до сих пор пользуется спросом. Автомобиль неоднократно модернизировали. В рамках последней модернизации (2008 год) существенно доработали ходовую часть, тормоза, сцепление, есть изменения и в салоне. Внешне такие машины легко опознать по увеличенным подфарникам. Альтернативы 1,7-литровому (89 л.с.) мотору, работающему в паре с 5-ступенчатой механикой, не предусмотрено. Зато можно выбрать между трех- и пятидверным кузовами. Пятидверки собирают в ОПП (опытно-промышленное производство). Тест – ЗР, 2009, № 10.

СИЛОВОЙ АГРЕГАТ: бензиновый 1,7 л, 89 л.с., М5, полный привод.

ОБЩИЕ ДАННЫЕ: максимальная скорость – 137 км/ч, разгон до 100 км/ч – 17 с, средний расход топлива – 11 л/100 км, объем багажника – 263–982 л.

«Лада-Приора»

Машины построены на базе десятого семейства, поэтому в плане техники недалеко от него ушли. Несмотря на это, «приоры» (согласно статистике продаж) – самые популярные новые автомобили на отечественном рынке. На выбор предлагают два бензиновых двигателя (8- и 16-клапанные объемом 1,6 л), три типа кузова, столько же комплектаций. Итого 20 различных вариантов исполнения. Отрадно, что даже базовые версии оснащены водительской подушкой безопасности. Более продвинутые, помимо этого, предполагают наличие ABS и электроусилителя руля (вместо ГУРа), а самые дорогие – подушки для переднего пассажира, ремней безопасности с преднатяжителями, датчиков света и дождя, парктроника, подогрева передних сидений, электростеклоподъемников задних дверей и т. д. Тест – ЗР, 2008, № 3.

СИЛОВОЙ АГРЕГАТ: бензиновый 1,6 л, 81 л.с., М5, передний привод.

ОБЩИЕ ДАННЫЕ: максимальная скорость – 172 км/ч, разгон до 100 км/ч – 13,5 с, средний расход топлива – 7,6 л/100 км, объем багажника – 416–988 л.

Горьковский автомобильный завод

«Соболь-Бизнес»

«Соболи» гораздо ближе к легковым автомобилям, нежели «газели», которые относят к чисто коммерческому транспорту. Основные отличия «Соболя» – укороченная на 660 мм колесная база и независимая передняя подвеска, что значительно улучшило управляемость и комфортабельность. Под капот устанавливают бензиновый УМЗ-4216 объемом 2,89 л мощностью 107 л.с., который может работать и на сжиженном газе (мощность в этом случае составляет 98,7 л.с.), или дизельный «Камминс» объемом 2,8 л (120 л.с.). На выбор предлагают несколько исполнений кузова: трех- или семиместный цельнометаллический фургон (эти версии могут иметь привод на все колеса), микроавтобус на шесть человек. Последний отличается зеркалами с электроприводом и наличием ABS.

СИЛОВОЙ АГРЕГАТ: бензиновый 2,89 л, 107 л.с., М5, задний привод.

ОБЩИЕ ДАННЫЕ: максимальная скорость – 135 км/ч, разгон до 100 км/ч – 23 с, грузоподъемность – 800 кг.

«Волга-Сайбер»

Выпускаемый с осени 2008 года «Сайбер» представляет собой «Крайслер-Себринг» (или «Додж-Стратус») предыдущего поколения, слегка перелицованный английским ателье UltraMotive. Для него предусмотрен единственный 2,4-литровый двигатель мощностью 143 л.с. Он может работать в паре как с 5-ступенчатой механикой, так и с 4-ступенчатым автоматом. Последний обойдется в 20 тысяч с небольшим. Уже в базовой комплектации есть фронтальные подушки безопасности, ABS, противобуксовочная система, кондиционер, полный электропакет, аудиосистема с шестью колонками и т. д. В последнее время ходят слухи о прекращении выпуска этой модели, но руководство завода заверяет: пока будет спрос (также подогретый программой утилизации), из производственный гаммы «Сайбер» не исчезнет. Тест – ЗР, 2008, № 12.

СИЛОВОЙ АГРЕГАТ: бензиновый 2,4 л, 143 л.с., М5, передний привод.

ОБЩИЕ ДАННЫЕ: максимальная скорость – 185 км/ч, разгон до 100 км/ч – 11,4 с, расход топлива при 90 км/ч – 6,7 л/100 км, объем багажника – 453 л.

Ульяновский автомобильный завод

УАЗ-469

Возвращение легендарного «козлика» покупатели восприняли с воодушевлением. Неудивительно, ведь 469-й дешевле «Хантера» почти на 100 000 рублей. При его создании экономили на всем. Сразу бросаются в глаза простые металлические бамперы и багажник с откидным бортом. В салоне пожертвовали пластиковыми панелями. Заволжский 2,7-литровый мотор дефорсирован до 112 л.с. Коробка передач «потеряла» одну ступень – осталось четыре. Отказались от дорогих мостов типа «Спайсер», заменив их более доступными «Тимкен». В базовой комплектации – тент. За металлическую крышу, гидроусилитель руля и запасное колесо придется доплатить 21 000 рублей. Тест – ЗР, 2010, № 5.

СИЛОВОЙ АГРЕГАТ: бензиновый 2,7 л, 112 л.с., М4, подключаемый полный привод.

ОБЩИЕ ДАННЫЕ: максимальная скорость – 130 км/ч, расход топлива при 90 км/ч – 13,2 л/100 км, грузоподъемность – 750 кг.

«УАЗ-Хантер»

Несмотря на многочисленные доработки, конструкция выдает почти сорокалетний возраст модели. Последнее существенное обновление датировано 2003 годом. Тогда появились пластиковые детали экстерьера, измененная передняя подвеска, доработанная трансмиссия и облагороженный салон. Предлагают два двигателя: бензиновый ЗМЗ-409 объемом 2,7 л мощностью 128 л.с. и 2,2-литровый дизельный ЗМЗ-514 (91 л.с.). Машины с последним дороже на 19 000 рублей. Оба мотора предлагаются исключительно с 5-ступенчатой механикой. После перезапуска в серию более дешевого 469-го прекратили выпускать «Хантер» с матерчатой крышей. Комплектацию выбрать нельзя – остался единственный вариант: с гидроусилителем руля, противотуманными фарами и окраской металликом. Тест – ЗР, 2005, № 10.

СИЛОВОЙ АГРЕГАТ: бензиновый 2,7 л, 128 л.с., М5, подключаемый полный привод.

ОБЩИЕ ДАННЫЕ: максимальная скорость – 130 км/ч, разгон до 100 км/ч – 20 с, расход топлива при 90 км/ч – 13,2 л/100 км, грузоподъемность – 750 кг.

«УАЗ-Патриот»

Его главный козырь – внушительные габариты, вместимость и отличные внедорожные задатки. За такие деньги никто из конкурентов ничего подобного не предлагает. Последняя новинка в семействе – укороченная на 360 мм модификация «Спорт». Длину уменьшили в основном за счет багажника и простора на втором ряду сидений. Пикап же, наоборот, построен на удлиненной раме и способен перевозить до 800 кг груза. В техническом плане все версии почти полностью идентичны, как и их базовое оснащение. Для всех предусмотрено три комплектации. Кондиционер есть только в самой дорогой, а в остальных за него придется доплатить 25 000 рублей. Тест – ЗР, 2006, № 12.

СИЛОВОЙ АГРЕГАТ: бензиновый 2,7 л, 112 л.с., М5, подключаемый полный привод.

ОБЩИЕ ДАННЫЕ: максимальная скорость – 140 км/ч, расход топлива при 90 км/ч – 10,4 л/100 км, объем багажника – 600–1200 л.

GM-AVTOVAZ

Chevrolet Niva

Вторую «Ниву» выпускают уже почти 10 лет. В прошлом году ее подвергли рестайлингу, основные изменения коснулись внешности (доработку дизайна доверили ателье «Бертоне»). Также улучшили шумоизоляцию и эргономику. Недавно был проведен второй этап модернизации – передний и задний карданные шарниры заменили ШРУСами. Это нововведение снизило уровень трансмиссионного шума. Заодно изменили настройки системы управления двигателем, заменили нейтрализатор более совершенным. Как итог – соответствие выхлопа экологическим нормам Евро IV. Ценники, конечно, тоже подкорректировали. Жаль только, что в ходе модернизации машину так и не оснастили ни ABS, ни подушками безопасности. Тест – ЗР, 2010, № 4.

СИЛОВОЙ АГРЕГАТ: бензиновый 1,7 л, 80 л.с., М5, постоянный полный привод.

ОБЩИЕ ДАННЫЕ: максимальная скорость – 140 км/ч, разгон до 100 км/ч – 19 с, средний расход топлива – 10,8 л/100 км, объем багажника – 320–650 л.

Подпишитесь на «За рулем» в