Налоговая реформа: Плюс акциз, минус налог

Ситуация с дорожными сборами в этом году напоминает чехарду. То отменяют дорожный налог, то вроде бы нет. В то же время, говорят, дополнительный акциз на бензин все-таки будет.

БЕЗДОРОЖНАЯ ТЕМА

Финансирование дорожного строительства в России пережило уже две реформы. Первая, в начале 1990-х, постановила осуществлять это финансирование через дорожные фонды. Вторая, в начале 2000-х, фонды ликвидировала, и с тех пор финансирование шло из общего бюджетного котла. Можно долго рассуждать о плюсах и минусах каждой схемы, но достаточно привести один факт: с 2000 по 2010 год общая протяженность ежегодно строящихся новых дорог сократилась вчетверо! Дорожная тема перестала быть для правительства приоритетной. Дошло до того, что Минтранс просит увеличить в 2011 году расходы на автодороги хотя бы вдвое – до 100 млрд. руб. (пока дают только 56,8 млрд.). Но и этих денег, по подсчетам министерства, хватит только на ремонт и содержание уже эксплуатируемых трасс, а на строительство новых ничего не остается…

Словом, что-то придется менять. Раз нынешняя система финансирования оказалась негодной, надо возвращаться к старой. Вопрос о возрождении целевых дорожных фондов как раз обсуждается в Госдуме и правительстве. Нужны надежные источники финансирования, и тут трудно придумать что-то новое: во всех развитых странах мира действует система целевых дорожных налогов. «Это как плата за квартиру, в которой вы живете», – объясняет научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин.

Поэтому в правительстве и придумали ввести новый акциз на топливо, специально предназначенный для содержания и строительства дорог.

И ВОЛКИ СЫТЫ, И ОВЦЫ ЦЕЛЫ?

Насколько нам известно, существовало (и существует) несколько проектов, как вводить акцизы и сколько денег брать. По последним данным, склонились к такой схеме: начиная с 2011 года акциз на бензин в расчете на 1 л будут повышать постепенно, на 1 руб. ежегодно. В 2013-м он составит соответственно 3 руб./л. В принципе, на столько же хотел бы повысить цену и Минфин, но его руководители настаивали на том, чтобы сделать это сразу.

По мнению авторов идеи, новая система справедлива: больше платят те, кто много ездит и у кого двигатель мощнее. Кроме того, теперь «отстегивать» на наши дороги будут абсолютно все, включая иностранных перевозчиков.

Сейчас акциз за тонну бензинов А92 и А95 одинаковый – 3992 руб. В пересчете на 1 л получается примерно 3–3,5 руб. Повышения на рубль потребитель, может, и не заметит, а вот на три… В любом случае, по расчетам Минтранса, рост акциза на эту сумму приведет к увеличению транспортной составляющей в конечной цене продукции на какие-то смешные полпроцента (сегодня она уже равна 10–15%) и, следовательно, никак не отразится на уровне инфляции. Еще билеты на автобусы подорожают копеек на пятьдесят. И всё. Зато какие у нас будут дороги! Хотелось бы верить…

Поговаривают, что новый порядок введут с 1 января будущего года. Но пока не найдены ответы на многие вопросы, не принято и окончательное решение. Главный вопрос: что делать с транспортным налогом? Вроде бы во всех странах, где дорожный налог включается в акциз на топливо, от двойного налогообложения отказываются сразу. У нас это делать не спешат – вопрос, по неофициальным сведениям, пока остается открытым. Многие регионы побаиваются отказываться от привычного метода сбора налога: вдруг новая система не заработает – что тогда?..

СОЦИАЛЬНАЯ НЕСПРАВЕДЛИВОСТЬ

Вопрос, кто выиграет и кто проиграет при переходе на новую систему, непростой. Но уже можно подсчитать, сколько сейчас тратит некий россиянин (пусть для примера он будет жителем Москвы по имени Николай) на уплату транспортного налога и сколько он станет переплачивать за бензин при введении новых акцизов. Установим, что за год он проезжает 20 тыс. км. В столице ставки транспортного налога средние по стране: от 7 до 150 руб. за лошадиную силу (в зависимости от мощности двигателя). Итак, если Николай – владелец популярного автомобиля «Рено-Логан» (1,6 л, 105 л..с), то за 2010 год он уплатит транспортный налог в сумме 2040 рублей (по 20 руб. за 1 л.с.). А в 2011 году, с увеличением цены бензина на 1 руб., он «отстегнет» на дороги 1500 руб., в 2012-м – 3000, в 2013-м – 4500 руб.

Но если у Коли «жизнь удалась» и он стал владельцем престижного вседорожника БМВ-Х5 (4,4 л, 407 л.с.), то расклад будет совсем иным. Пока ему приходится платить аж 61 200 руб. (по 150 руб. за 1 л.с.) в год. Но при введении новой системы он переплатит за бензин 2600 руб. в будущем году, 5200 – в 2012-м и 7800 – в 2013-м. Выходит, ему от новшеств сплошная прибыль!

На самом деле все не так просто, наши расчеты очень условны. По некоторым сведениям, чтобы соблюсти принцип социальной справедливости, в правительстве рассматривается идея не полной отмены транспортного налога, а обнуления его лишь для владельцев самых массовых автомобилей – с мощностью двигателя до 150 л.с. (таких в парке до 80%). Владельцы более мощных машин налог все-таки платить будут. Но в любом случае это произойдет не ранее будущего года. То есть за текущий, 2010 год транспортный налог все-таки придется заплатить. И одновременно раскошелиться на подорожавший из-за дополнительного акциза бензин.

Я согласен платить больше. В том числе и за бензин. Но только при одном условии: если ситуация с содержанием и строительством дорог кардинально улучшится. Причем не когда-нибудь в отдаленном будущем, а, что называется, на глазах. Иначе это будет не реформа, а очередной отъем денег.

В будущем году нам, видимо, придется раскошелиться не только на транспортный налог за 2010 год, но и на дополнительный бензиновый акциз.

Подпишитесь на «За рулем» в