Трафик: Интеллект против столичных пробок

По следам одного исследования

Трафик. Невыносимый. Долгий. Засасывающий… Так начинается отчет IBM, посвященный исследованию дорожной ситуации в 20 крупных городах мира.

Сразу скажем: Москва в этом рейтинге лишь на 4-м месте по количеству пробок и уровню сложности передвижения на автомобиле. Оказывается, бывает еще хуже.

Но есть критерии, по которым мы первые.

1.Усредненное максимальное время, проведенное в пробке за последние три года, названное московскими водителями, – 2,5 часа. Это больше, чем в любом другом городе, принимавшем участие в исследовании, и как минимум вдвое превосходит общий средний показатель – 1,1 часа. В Москве количество респондентов, указавших, что ждали в пробке более 3 часов, составило 42% – самый высокий показатель среди всех городов.

2. 64% водителей (2-е место в рейтинге) отметили ухудшение дорожной обстановки за последние 3 года. При этом 33% указали, что ухудшение было значительным. Ежедневная поездка в одну сторону в Москве превышает средние показатели и по расстоянию, и по времени в других городах: 21,9 против 20,9 км и 42,1 против 31,9 минуты. 88% московских водителей рассказали, что они почти всегда проезжают по центральным улицам, в то время как средний показатель в исследовании составил 56%. Ну что делать, если нет у нас разветвленной сети периферийных дорог…

3.Городской трафик отбирает у нас не только физические силы, но и эмоциональные. 69% отметили, что пробки крайне негативно сказываются на здоровье и эмоциональном состоянии водителей. Самыми распространенными проблемами, с которыми мы сталкиваемся на дорогах, названы гнев (51%) и повышенный уровень стресса (29%).

4.43% опрошенных заявили, что за последние 3 года был хотя бы один раз, когда из-за пробки они просто разворачивались и отправлялись домой. 69% отметили, что такое случалось и в последний месяц: люди отказывались от поездки, так как предполагали, что по дороге случится пробка. А в 35% случаях водители в Москве отказались от поездки на работу (самый высокий показатель по сравнению с другими городами).

5.Да еще и время на дорогу невозможно спрогнозировать – так считают 57% респондентов (опять номер 1). Вот если бы время в пути можно было сократить, то 63% водителей провели бы это время с семьей и друзьями, 52% использовали бы это время на развлечения, 38% – на сон. Поэтому более половины (55%) респондентов признались, что работают из дома как минимум один день в неделю.

6.Половина водителей Москвы (и это снова самый высокий показатель) назвали серьезной проблемой агрессивное, грубое вождение.

Джо Старк, директор по транспортным решениям IBM:

– Как показывает мировой опыт, решить проблемы трафика, в том числе и московского, можно только силами экспертного совета. В него должны войти и представители городских властей, и эксперты в области движения, и лидеры в сфере высоких технологий. Именно с помощью последних можно отладить существующую транспортную систему. Так, очень комфортно движение в густо населенном Сингапуре, на высоком уровне организован трафик Стокгольма, в котором специалисты IBM помогали разрабатывать систему интеллектуального движения. В этих городах водители почти не сталкиваются с пробками, можно добраться до офиса ровно за то количество времени, которое занимает дорога на допустимой скорости – за 15–20, максимум за 30 минут.

Андрей Тихонов, директор по продажам IBM в России и СНГ:

– В Москве сегодня строится много – построили Третье кольцо, возводятся развязки, эстакады… Но подобное строительство приводит к созданию так называемого отложенного спроса. Именно так случилось в Лондоне, когда построили обводную дорогу, чтобы разгрузить центр, но через некоторое время появились новые маршруты, новые транспортные компании и т.п., и центру это не помогло совершенно.

Наиболее приемлемый выход – создание интеллектуальнотранспортной системы, с чем, собственно, мы и помогаем городам. Все это, конечно, не отменяет строительства дорог. НО! Главное – правильное планирование городского хозяйства. В конце 90-х годов 45% дорог Москвы работали на пределе своей емкости. Сегодня на пределе уже 80%. В планах Департамента транспорта и связи – опробовать такую интеллектуальную систему на пилотных участках, и мы готовы принять участие в этом проекте.

Пресс-служба Департамента транспорта и связи Москвы

Постановления правительства Москвы о создании интеллектуально-транспортной системы столицы пока нет. Поэтому говорить о какой-то конкретике по этому проекту рано. Но департамент транспорта и связи занимается его разработкой и в ближайшее время передаст документы на утверждение в мэрию. Тогда же можно будет говорить о запуске пилотного участка. ИТС будет включать в себя уже существующие, действующие или замороженные составляющие, которые были введены в эксплуатацию ранее. Проектом будут учтены все имеющиеся системы. Что касается прежних интеллектуальных систем: говорить о КИТС сегодня нельзя, поскольку комплексной интеллектуально-транспортной системы в городе не существует. Этот проект, увы, так и не был реализован из-за нехватки финансирования. А система «СТАРТ», которая вполне удачно действует на нескольких оживленных магистралях столицы, находится в ведении ГИБДД, и департамент отношения к ней не имеет.

Елена Шитикова, редактор:

– Господа, XXI век на дворе! IТ-технологии можно использовать даже в такой непроходимой сфере, как организация трафика. Специалистов достаточно. А если «не догоняем», то на помощь готовы прийти транснациональные корпорации. Может, стоит потратиться один раз по-честному ради того, чтобы Москва могла вздохнуть свободнее?

Подпишитесь на «За рулем» в