Кольцевые гонки RTCC: Приют для уцелевших

Этап чемпионата России на новом автодроме «Нижегородское кольцо» с блокнотом и фотоаппаратом в руках посетил Юрий Тюрин.

БЕЗ ЛИШНЕГО ШУМА

Удивительное дело: ни один проект современного российского автодрома, начинавшийся с официальной презентации, так и не дошел до стадии активного строительства. На помпезных мероприятиях демонстрировали планы и макеты, иногда даже разработанные самим Германом Тильке – главным архитектором ФИА, но на стадии речей все и заканчивалось. Сегодня уже можно составить целый список несостоявшихся трасс. В Домодедове, Волоколамске, Тольятти, Подольске, в столичной Нагатинской пойме, в околостоличной Молжаниновке... А еще были Ярославль, Калининград, Тула и Питер с площадкой близ аэропорта «Пулково».

А вот строители, избравшие тактику «Не кричи, спугнешь удачу», смогли успешно завершить начатое дело. Им даже кризис не помешал: 2010-й вошел в историю российского автоспорта как год открытия сразу двух полноценных трасс для кольцевых гонок!

Первые два круга в гонке 1600 интересны. Потом машины «ЛУКОЙЛа» уйдут далеко вперед, а выиграет, скорее всего, Александр Сотников.

«Нижегородское кольцо» возвели с чистого листа всего за полтора года. Причем до начала нынешнего года никто из непосвященных и не ведал, что в 20 км от Нижнего затеяна «стройка века». В середине июля здесь было еще полно недоделок: отсутствовали крытые боксы для команд, кое-где не хватало поребриков, не везде отсыпали гравий. Зрительские трибуны тоже оказались какие-то несерьезные – всего на 800 мест. Но зато было главное – сама трасса!

Она понравилась: небольшой перепад высот, три варианта конфигурации – длиной 2009, 2850 и 3222 м, продуманная система безопасности (в зонах вылета – песчаные ловушки, судей и прессу защищают барьеры из шин и железные отбойники). По отзывам спортсменов, трасса скоростная и техничная, чем выгодно отличается от незатейливого АДМ в Мячкове, постепенно превратившегося в место для мотогонок, корпоративных и клубных состязаний.

Такой пыли, конечно, не должно быть на кольцевой трассе. Надеемся, через год здесь зазеленеет красивая травка.

Ну хорошо, российский кольцевой чемпионат получил отличную современную трассу. Вскоре к ней добавится еще одна – «Смоленское кольцо» (отчет об ее открытии – в следующем номере). А кому на них гоняться?

ВСЁ СНАЧАЛА

Кризис и отсутствие трасс едва не погубили российское кольцо. Угасли все формульные классы. Абсурд – у нас есть гонщик Формулы-1, но совсем нет младших формул! На плаву осталась лишь упорная серия RTCC, объединившая все кузовные зачетные группы, кроме класса «Волга» (который, похоже, тоже почил). RTCC выжила, два года проводя этапы по городским улицам Курска, Липецка, Москвы, Орла и изредка выбираясь в Красноярск. Там нормальная стационарная трасса, но до нее из центра России, где сосредоточено большинство команд, двое-трое суток пути! И красноярцам до центра столько же…

Организатор серии RTCC Сергей Крылов лично проверил одну из зон безопасности «Нижегородского кольца».

В годы нестабильности (календарь гонок сочинялся по ходу сезона, а спонсоры экспромтов не любят) часть пилотов ушла на покой, кто-то стал выступать исключительно за рубежом, кто-то подался в иные дисциплины. После золотого сезона-2007, когда в «Туринг-Лайте» на старт выходило по три десятка (!) машин, сейчас смотреть на российское кольцо грустно.

Едва зародившаяся система роста кадров была разрушена. Фактически осталось только два класса машин: двухлитровый, где собралась вся техника «Туринга» и «Суперпродакшн», и 1600-кубовый, в котором «фиестам» от команды «ЛУКОЙЛ Рейсинг» (бывший класс «Туринг-Лайт») противостоит единственная «Калина» заводской команды «Лада-Спорт». Несколько стареньких машин «Фольксваген-Поло», несравненно более слабые «калины» и «двенадцатые» из «»Кубка «Лады» им не соперники. Машин в классе 1600 вроде два десятка, но победителя всегда определить легко. А в «Туринге» и «Супепродакшн» нет альтернативы опытнейшим ветеранам Михаилу Ухову и Владимиру Череваню – большинство пилотов здесь либо бизнес-драйверы, либо новички.

Ветеран Михаил Ухов вновь на пьедестале, празднует победу. Предыдущий этап серии в Курске тоже выиграл он.

Перед теми, кто спас кольцевые гонки от полного уничтожения, теперь стоит новая задача – наполнить их участниками. Самый очевидный путь – создание недорогих классов. Когда-то таким был сверхпопулярный монокласс «Фольксваген-Поло». АВТОВАЗ сейчас не в том состоянии, чтобы развивать автоспорт, поэтому о скором возрождении «»Кубка «Лады» речи нет. А вот кольцевой Кубок «Рено-Логан», аналогичный раллийному, – проект вполне реалистичный. Может, имеет смысл вернуть на сцену и вазовскую «классику», максимально ужесточив технические требования к ней. И, конечно, необходимы формулы, но только без крайностей вроде Формулы-3 и -2 – это мы проходили, оказалось непомерно дорого.

«Нижегородскому кольцу» тоже пожелаем удачи. Без работы оно не останется. Готово принимать дрэг-рейсинг (есть нужная дорожка), дрифтинг, ралли-кросс и картинг (тоже на специальных трассах), зимой – трековые гонки, а школа контраварийной подготовки здесь работает уже давно. Но хотелось бы, чтобы кольцо не осталось без «кольца»…

Подпишитесь на «За рулем» в