Москва: Парковка-квест

Тема парковок в Москве – песня без начала и конца… Платные закрыли, а бесплатных как не было, так и нет. Выход – спускаться под землю. Именно так это делается в других мегаполисах. Есть ли сегодня в центре столицы подземные паркинги, пригодные к временному постою? Мы попробовали их найти

Сейчас в Москве доля подземных объектов составляет 8% общей площади застройки, что существенно ниже, чем на Западе – там она достигает 20–25% (правда, предполагается, что в дальнейшем под землей будет размещено до 70% всех московских гаражей). В Европе в среднем час парковки в подземном паркинге стоит один, ну от силы два евро, у нас – 140–300 руб.

Поэтому неудивительно, что, например, на Центральной парковке, заезд на которую организован точно между отелями Ritz-Carlton и National, множество пустых мест, тогда как в округе просто ногу поставить некуда, не то что автомобиль. Правда, справедливости ради именно здесь, на Тверской, 3, стоимость стоянки на теплой, охраняемой и круглосуточной парковке начинается от нижней границы – 100 руб. в час, 1500 руб./сутки; есть и тариф «Дневной» – 9000 руб./месяц, действует ежедневно с 9:00 до 21:00; а также и «Круглосуточный» – 15 000 руб./месяц для местных жителей (если они здесь есть).

И второе замечание в угоду справедливости: Москву, постоянно фигурирующую в рейтингах самых дорогих городов мира, на этот раз опередили различные арабские и американские города, даже Санкт-Петербург, занявший 25-е место в рейтинге самых дорогих парковок (месячный абонемент – 356 долларов США). Москва, где абонемент на месяц в среднем стоит около 267 долларов США, только на 41-м месте. Но и это еще не главное.

В поисках подземелья

Даже обладая картой расположения паркингов (получить которую удалось только благодаря служебному положению), попасть на стоянку с первого раза практически невозможно. Вот попробуйте-ка найти паркинг на Страстном, 8–10! Приз – пирожок с полки. Скажем сразу: стать его счастливым обладателем и устроиться на стоянке вам вряд ли удастся. Ведь нет никаких на то указателей – ни на близлежащих улицах, ни при подъезде. Не говоря уже об электронных табло, информирующих о количестве свободных мест в паркинге. Сам знак парковки висит в глубоком пустынном дворе над унылой помойкой. А вдоль Страстного – знаки «Остановка запрещена», и стоят рисковые люди, дожидаясь своего эвакуатора... То же можно сказать и о стоянке под ТЦ «Атриум» на Садовом.

У новой-старой гостиницы «Москва» все чин-чином: и будка с человеком, и тарифы вывешены, только путь сюда найдет лишь «идущий». «Едущий» просто сюда не завернет, если заранее не прошел весь маршрут на паркинг пешком. Почему так? И для чего? Вопросы в нынешней слепой Москве риторические... Вот поэтому мы попытались пройти этот путь за вас и для вас – вдруг пригодится когда? Помяните добрым словом. По данным Департамента транспорта и связи, мест для парковки хватает только на 30%. Всего в Москве около четырех миллионов автомобилей, и их число быстро растет – примерно на 3% в год. Поэтому дело ясное: нужно идти под землю.

Тонкости топографии

Самая сложная задача – устройство подземных стоянок в жилой зоне и под дорогами. Расстояния от таких паркингов до домов и административных зданий не нормируются. Однако необходимо выдерживать санитарные разрывы от мест выбросов загрязняющих веществ и источников шума, расстояние от въезда-выезда и вентиляционных шахт до этих зданий должно составлять не менее 15 метров. А где найти эти метры в центре?

Подземная автостоянка под проезжей частью проще, но требует затрат на усиление несущих конструкций и покрытия. Эти средства будут оправданы только при наличии нескольких ярусов. А тогда снова увеличиваются затраты на строительство…

Есть и юридические тонкости: в российских законах нечетко определен статус подземного пространства. Устройство парковок под участками, не находящимися в собственности владельца парковки, чревато большими сложностями при согласовании и конфликтами в процессе эксплуатации.

О планах и насущном

До конца 2010 года в центре города должны были построить 40 подземных парковок. Но процесс идет туго. Что поделаешь: инженерные и всякие другие особенности центра столицы. И все-таки со скрипом, но что-то движется: в следующем году над перекрытиями Лефортовского тоннеля, в районе ул. М. Почтовая, откроется подземная парковка на 106 мест. Кроме того, как мы уже рассказывали, должны появиться подземные паркинги под Тверской улицей (от Манежной площади до Камергерского переулка, от Камергерского до Тверской, 13, а также под памятником Юрию Долгорукому – каждый будет способен вместить 300–350 машин), под музеем-заповедником «Коломенское» (под спортплощадкой в южной части музея-заповедника – на 1200 машин), под Кутузовским (на 8000 машиномест), под парком «Сокольники» (на 4820 машиномест), а также под Комсомольской площадью (рядом с универмагом «Московский» по адресу: Краснопрудный переулок, 3, увы, лишь на 300 (!) мест). Ведется строительство гаража на 300 машиномест под проспектом Сахарова и т.д.

Хотя что рассуждать о планах – время сейчас непростое, неизвестно еще, что удастся довести до сдачи в эксплуатацию. Вопрос – как бы воспользоваться тем, что уже появилось?

На мой взгляд...

Елена Шитикова, редактор:

– Вообще-то, парковочное пространство любого цивилизованного города упорядочено и тарифицировано, то есть для каждого кусочка городской территории действуют жесткие правила: можно или нельзя здесь парковаться, а если можно, то за какую цену. Но об этом в следующей серии нашего парковочного повествования…

Подпишитесь на «За рулем» в