Автоспорт: Вернуться в реальность

У компьютерных игр и автоспорта гораздо больше общего, чем кажется на первый взгляд. В обоих мирах, реальном и виртуальном, стал своим Алан Енилеев.

Родился я в замечательной среднестатистической семье – сотрудника уголовного розыска и преподавательницы фортепиано. Ни в криминальный сыск, ни к музицированию не тянуло – с детства мечтал стать автогонщиком. Но как?

Однажды родители подарили ко дню рождения компьютер – и разного рода автосимуляторы стали моим хобби. Однако вскоре выяснил, что, управляя виртуальным автомобилем с клавиатуры, мастером не станешь. Жили мы небогато, потому особенно благодарен родителям за воистину судьбоносное для меня приобретение – отличный игровой руль Logitech MOMO. С ним стало намного проще постигать искусство прокладывания траекторий, самые сложные уровни щелкал как орешки. Начал пробовать свои силы в режиме онлайн, соревнуясь в Сети с гонщиками из других стран. Сам себе удивлялся, но в большинстве заездов приходил к финишу в лидерах.

Вскоре обнаружил, что по всему миру, в России в том числе, проводятся турниры по игре Need For Speed в формате «один на один». После побед над многими из российской братии на меня обратили внимание и пригласили в одну из сильнейших команд. В ней я начал подготовку к первому действительно серьезному соревнованию – первенству СНГ. И я его выиграл! Дальше – по нарастающей: победы на московских, затем всероссийских отборочных турах привели меня на чемпионат мира.

Финал World Cyber Games в 2006 году проходил в боксах легендарного итальянского автодрома «Монца». Уже на первой стадии, в групповых соревнованиях, столкнулся с очень жесткой конкуренцией. Но смог выйти на первое место в группе. На следующих этапах удалось сохранить стабильность результатов, на финише разрыв с другими претендентами составлял, как правило, десятые, а порой и сотые доли секунды. Спустя два напряженных соревновательных дня я стал чемпионом по Need For Speed с 15 000 долларов призовых. На семейном совете решили на эти деньги купить новый «КИА-Маджентис», езжу на нем по сей день.

Клавиатура – тупиковый путь развития для виртуального автогонщика. Дело в том, что при нажатии клавиши колёса автомобиля поворачивают резко – и вы теряете немало бесценных км/ч. Руль же приближает реакции машины к реальным. Подготовка к чемпионату мира начинается за полгода до его проведения. Выбирают виртуальный автомобиль, далее идет поиск оптимальных настроек всех его составляющих: подвески, двигателя, коробки передач, тормозной системы и пр. Параллельно отрабатываются идеальные траектории на пяти объявленных виртуальных трассах. Заезды состоят всего из пяти коротких кругов. Так что даже одна ошибка в финале может стоить чемпионского звания.

В следующем, 2007 году я во второй раз выиграл российские отборочные состязания – и опять получил путевку в финал чемпионата мира. Он прошел в американском Сиэтле. Успех предыдущего года повторить не удалось, но моя бронзовая медаль стала единственным достижением сборной России в чемпионате.

А потом друзья вывели на дорогу в реальность – я стал завсегдатаем любительских гонок на подмосковном автодроме. Знакомился, общался и, случалось, помогал некоторым пилотам выстраивать рациональные траектории. Однажды мое внимание привлек черный «Ноубл-M12»: его водитель, как показалось, не лучшим образом проходил некоторые повороты (потом выяснилось – из-за неисправности машины). Набравшись храбрости, подошел к нему и предложил помощь. Так познакомился с мастером спорта международного класса Андреем Бойко. А позже он пригласил в свою команду – попробовать силы в качестве пилота. Прошлым летом приступил к тренировкам на картодроме. Ездили мы не на прокатных картах, а на 32-сильных «ротаксах» с бешеной разгонной динамикой. Вот что любопытно: те навыки, которые приобрел в виртуальных гонках, сумел с пользой применить в реальных! Подтверждение тому – отзывы титулованного наставника о моей технике и тактике вождения. По результатам картинговых заездов меня допустили за руль настоящей гоночной машины – в классе «Легенды».

Компьютерный спорт – развитая сфера. Каждый день во всем мире проходят сотни турниров в рамках чемпионатов, лиг, шоу-матчей. Лучших игроков спонсируют крупные IT-компании, ежемесячные гонорары киберспортсменов достигают нескольких тысяч долларов! В Южной Корее этим соревнованиям посвящены три общенациональных телеканала. World Cyber Games – главный чемпионат года по киберспорту, в нем участвуют представители более 70 государств. Только лучшие, пройдя отборочные туры в своих странах, допускаются в финал. Отличительные особенности WCG – высочайший уровень организации, а также внушительный призовой фонд, достигающий 500 000 долларов.

Трудно предугадать, насколько успешно сложится моя карьера автогонщика, но то, что стал им, – достижение для меня лично никак не меньшее, чем титулы, завоеванные в виртуальном мире.

Подпишитесь на «За рулем» в