Hunter из Черной Грязи

Hunter из Черной Грязи

Внедорожная трасса Зеленограда как-то незаметно перешла в обычное шоссе. Когда Hunter спрыгнул на асфальт и пошел, шлепая колесами и подбрасывая комки глины до крыши, все быстрее и быстрее, стало понятно: это уже совсем другая машина. Хотя внешне отличий от заводского варианта почти что нет.

Как не порадоваться за отечественный тюнинг: несколько лет назад скептиков, настроенных против него, было на порядок больше. А теперь даже заводчане (в том числе и с УАЗа) высказываются за доработку своей продукции. Да, дескать, мы выпускаем товар, рассчитанный на средние вкусы, и грамотная подготовка ему не повредит. Но настоящим открытием для нас стало то, что в МАДИ – главном автодорожном вузе страны – существует своя лаборатория тюнинга, созданная на базе кафедры «Автомобили». Из названия понятно, чем именно она занимается. Предпочтение, естественно, отечественным машинам, в том числе и ульяновским.

Идея проекта: купить на заводе UAZ Hunter и превратить его в учебное пособие, дав возможность преподавателям и студентам института проявить свои знания и умения. В общем, огранить его. Руководителя с охотой поддержали преподаватели-энтузиасты Марк Подольский и Андрей Артемьев. Ребята, конечно, тоже были всеми руками за.

В Москве решили не покупать – скучно. Дорога из Ульяновска должна была наглядно показать, что придется дорабатывать в первую очередь. Отправились на машине, доверху набитой запчастями, которые могли пригодиться. Вопреки прогнозам 1000 километров Hunter выдержал, от него ничего не отвалилось, а вся подготовка к пробегу свелась к регулировке развала-схождения. Артемьев, севший за руль «полноприводной парты», не пожелал сучить рулем тысячу верст.

Привезли – начали разбирать, изучать. Надо же исправить то, что накосоручили заводчане и смежники. Несложно понять, что это значит: дорабатывать все без исключения. Тут есть два варианта – переделывать машину кардинально или пытаться сохранить заводские решения. Второй путь кажется МАДИ лучшим по двум причинам. Во-первых, действует корпоративная этика: заводские инженеры и выпускники института – как старшие и младшие братья. Преподаватели – коллеги. Рушить, над чем бились одни, другим неудобно. Второй аргумент: в том же Ульяновске, да и в Москве, масса тюнинговых контор, предлагающих переделать внедорожник во что угодно – хоть в подобие G-Klasse, хоть в масштабную копию трактора «Беларусь». Повторяться просто неинтересно. А разработать программу, способную стать массовой, – это размах, достойный университета.

Условие ведет к решению создать базовый вариант тюнинга, к которому можно прирастить все, что вздумается клиенту или самим мастерам, вплоть до однофлаконного UAZ, G-Klasse и «Беларуси», если кто потянет такие расходы. Но есть список модификаций, которые стоит выполнить для начала, протестировать, что получится, и уже после принимать решение о дальнейших доработках. А вдруг они будут лишними?!

Сейчас я уверен: многим хватит и базового уровня. Это более чем достаточно. Заявленная стоимость UAZ Hunter из Черной Грязи (там, на полигоне МАДИ, находится лаборатория тюнинга) – 15–16 тысяч долларов. Купить другой новый внедорожник за такие деньги с тем же набором качеств просто невозможно.

По традиции первый в описании модификаций – двигатель. Оказывается, стандартный ЗМЗ-409 может везти, и везти здорово! В это трудно поверить, но при разгоне на заднем приводе мадишный Hunter идет вровень с инжекторной «девяткой», а с полным может оставить позади свежую «классику». Кто считал Иж-2126 динамичным автомобилем, полюбуйтесь в крупные зеркала заднего вида – «Ода» выглядит позади UAZ весьма бледно. Что делали с мотором? Да почти ничего, только валы поменяли и программу впрыска переписали. Так, между прочим, после перечиповки машина стала экономичнее: расход в городе теперь в среднем 12 литров на 100 километров, а на трассе при скорости 120 км/ч – 9. Андрей Артемьев, ведущий проекта, считает, что вполне реально скинуть до восьми.

Спидометры всех автомобилей привирают, преувеличивая истинную скорость. Даже при допуске погрешности 10% выходит, что автомобиль способен идти на 160 км/ч. Привыкшие проверять и перепроверять результаты лаборанты замеряли скорость и другими способами. Те же цифры.

Они сошли с ума! Камикадзе! Динамический коридор у UAZ на такой скорости – как Большой каньон, пусть не Аризонский, но Крымский – точно! Да, стандартный Hunter почти как старый добрый «командирский» гуляет по всему полотну дороги. Но этот держится, как трамвай. Немудрено, ведь с настройками ходовой мастера возились больше всего. Самое главное – сделали всю подвеску пружинной, причем пружины взяли двойные, импортные, дорогие. Амортизаторы поставили тоже недешевые, перенеся точки крепления; изменили кастор, внедрили два стабилизатора поперечной устойчивости (один – регулируемый). Настроили гидроусилитель и оснастили рулевое демпфером от Land Rover – сравнительно недорогим, но эффективным, подходящим для монтажа.

С такой подвеской UAZ способен вваливать в повороты, как «зубило», четко держать крутую дугу и уходить с виража на вираж, не закидывая корму. Чудеса какие-то… При этом идет значительно комфортнее штатного. У нас в редакции есть отличное определение для подвесок такого характера: «Легко в Питер махнуть!»

Помнится, на той же трассе ночью пришлось оттормаживаться с дымом перед траншеей, вырытой дорожниками аккурат поперек полотна. Тогда повезло, что скорость небольшая была – наш Citroen лишь изрядно тряхнуло. А за подлой канавой стояли бедолаги, принявшие удар на скорости и менявшие теперь колеса под моргание авариек. Почему вспоминаю: на мадишном Hunter у меня было бы два варианта действий – либо проскочить ловушку, чуть сбросив скорость (подвеска бы сдюжила), либо так же оттормозиться и чинно миновать опасный участок. Могу поспорить на бак бензина, что при прочих равных мой Hunter остановился бы так же быстро, как Citroen. Пари? Взгляните сначала на тормоза! Дисковые и перфорированные «по кругу», все по-спортивному. Тормозит атомно: Андрей показал, что такое «знакопеременное ускорение» и «перегрузка в полтора «же», несколько раз погасив скорость в спортивном стиле – чуть позже момента, когда пассажир начинает бледнеть.

Еще чудес? В машине удивительно тихо – помогла не только полная шумоизоляция, но и переборка узлов, в первую очередь арзамасской коробки и раздатки. Коробку окончательно успокоить не удалось и вряд ли когда-нибудь удастся, и при каждом еле слышном ее кряхтении Андрей извиняется: «Только перебрали, считай новая, вот и шумит. Притрется – замолчит». Спорить не будем…

Еще тут есть два самоблокирующихся межколесных дифференциала и автономный предпусковой подогреватель «Теплостар» с дистанционным запуском от брелока сигнализации и программируемого таймера. В мороз минут за сорок устройство способно подогреть двигатель и салон. Очень удобно. А стоимость втрое ниже, чем у Webasto. По надежности же отечественный агрегат не хуже.

Остальной тюнинг не так эффектен и не столь значителен. Красноярские литые диски и шины Michelin «учебные». Можно поставить 31- или 33-дюймовые… На переднем бампере – лебедка T-Max на 4,5 тонны. Стеклоочистители фар, зеркала заднего вида с подогревом. В общем, список можно продолжать и продолжать.

Конечно, все в лаборатории тюнинга МАДИ заинтересованы в коммерческом развитии проекта. Говорят, что в год реально готовить по пять-семь автомобилей (бригадой из постоянных мастеров и студентов-старшекурсников). Все оборудование, документация и связи есть.

Поразительный энтузиазм базируется на любви к институту, сочувствии к отечественному автопрому и зарплате преподавателя в 2000 рублей… Тюнинг? Способ решить проблемы.

Фото автора

Подпишитесь на «За рулем» в